Когда срывает резьбу

8 февраля 2006 (09:40)

Уральские СМИ много писали о том, что 12 сентября 2005 г. на перегоне Тавда — Азанка грузовой поезд проехал на красный сигнал и вышел на перегон, где стоял состав «Свердловск-Пассажирский — Устье-Аха». Руководство и пресс-служба СвЖД пытались скрыть этот инцидент, но затем признали, что факт имел место. Тогда президент ОАО «РЖД» В.Якунин извинялся за действия своего подчиненного Ш. Шайдуллина. С тех пор произошло немало интересных событий...

На объективный анализ положения дел на магистрали начальство отреагировало вполне предсказуемым образом. У сотрудников отключили Интернет (в сети как раз и развернулось оживленное обсуждение скрываемых от общественности событий), собкорра ведомственной газеты «Гудок» уволили «по подозрению», в СМИ организовали хвалебные интервью. Руководитель пресс-службы СвЖД неожиданно получил премию «Белое крыло», очевидно, за особый талант изрекать взаимоисключающие суждения «на голубом глазу». Причём в номинации, как он сам неосторожно признался, пресс-секретарь вообще не заявлялся!

В начале декабря начальник СвЖД Ш. Шайдуллин провел пресс-конференцию для крайне ограниченного круга СМИ. По сообщению ИА «Политсовет», «приглашение на мероприятие получили только два информационных агентства, оставшихся для широкой общественности неизвестными. Наблюдатели связывают такой непубличный характер мероприятия с тем, что руководство дороги до сих пор не может простить медиасообществу раскрытия факта чрезвычайного происшествия 12 сентября этого года. Эксперты считают, что теперь СвЖД резко сузит свой круг контактов с медиасообществом, общаясь только с теми, с кем есть определенные отношения».

Шило в мешке...

Но, тем не менее, как говорил один известный политик, процесс пошел... Награда нашла героев: машинисты, предотвратившие аварию, получили грамоты и премии. Открылся сайт независимого профсоюза работников локомотивных бригад. Этот профсоюз обратился с заявлением в Генпрокуратуру РФ и одновременно к президенту ОАО «РЖД» В.Якунину — факт при прошлом руководителе СвЖД просто невозможный. В заявлении, в частности, сказано, что вопреки приказу МПС и требованиям безопасности железнодорожного движения локомотивные бригады выводят работать с 4-5-часовыми перерывами на сон либо вовсе без перерывов.

Очевидно, что недовольства «снизу» вызвали в руководстве ОАО «РЖД» повышенный интерес к действиям руководства Свердловского филиала. Тщательно скрываемые факты аварий и незаконных судебных преследований работников железной дороги стали достоянием гласности. Получили освещение и факты злоупотреблений, систематически совершаемых на СвЖД. Так, стало известно, что еще один скрытый от руководства ОАО «РЖД» сход локомотива произошел в ночь с 29 на 30 августа 2005 г. возле локомотивного депо станции Пермь II.

По сообщению ИА «УрБК», 8 декабря 2005 г. представитель независимого профсоюза локомотивных бригад СвЖД Вадим Бобаревский выиграл судебный иск у Свердловской железной дороги о невыплате заработной платы. Его отстраняли от работы в течение месяца под тем предлогом, что он не сдавал положенные экзамены. Проблема же на самом деле заключалась в том, что члену независимого профсоюза сдать их гораздо проблематичней (в состав комиссии должен входить член профсоюза, но на СвЖД этого обычно не допускают). В. Бобаревскому все же удалось сдать экзамен, но только после того, как областная прокуратура заставила руководство железной дороги включить члена профсоюза в комиссию.

16 декабря 2005 г. в Железнодорожном суде рассматривалось дело о доплате за совмещение профессий. Его инициатором выступил профсоюз, который потребовал 30-процентной доплаты за совмещение, поскольку машинисты вынуждены выполнять не только свои прямые обязанности, но и обязанности, например, составителей поездов. И эта дополнительная работа должна оплачиваться дополнительно!

«Под колпаком»

После расследования инцидента с предотвращенной аварией Ш. Шайдуллин пытался оправдаться собственным незнанием ситуации ввиду отсутствия на рабочем месте. «Стрелочники» были выявлены и уволены. При этом у всех здравомыслящих возник резонный вопрос: что это за неведающий начальник, и сколько он может не знать о фактах, обсуждаемых на железной дороге?

В конце ноября 2005 г. президент РЖД издал предписание, во исполнение которого в декабре была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Свердловской железной дороги. Если говорить коротко — общее впечатление от отчета довольно грустное.

В документе сказано, что многие договоры СвЖД не были письменно согласованы с департаментом управления финансами, департаментом бухгалтерского и налогового учета и правовым департаментом ОАО «РЖД», не проходили юридическую экспертизу и регистрацию.

Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства и нормативных документов ОАО «РЖД» Свердловским отделением дороги заключено без предварительного проведения конкурсных процедур 276 договоров с контрагентами на 827,5 млн. руб.!

Помимо этого, в 2004 г. должностными лицами дороги допускались случаи дробления суммы договоров с контрагентом на поставку однородных товаров (выполнение работ или оказание услуг) с целью соблюдения установленного ограничения по цене договора не более 10 млн руб. Всего заключено договоров с превышением установленного ограничения на сумму 395,3 млн руб.

Кредиторская задолженность дороги по искам, рассмотренным в арбитражных судах, в проверяемый период возросла почти 6 раз. Так, задолженность дороги за 2004 г. составила 33,9 млн. руб., а уже за 11 месяцев 2005 г. — 199 млн. За это же время по выигранным кредиторами арбитражным делам дороге присуждено выплатить 233 млн. руб. основного долга, 9 млн. — проценты за пользование денежными средствами и 1,6 млн. госпошлины. Систематически без уважительных причин несвоевременно удовлетворяются исковые требования, предъявляемые железной дороге по решениям арбитражного суда, поэтому дополнительные расходы дороги на исполнительные сборы по постановлениям судебных приставов составили 3,9 млн. руб.

Путем искусственного занижения плановых показателей по выручке дороги от подсобно-вспомогательной деятельности руководство Свердловской дороги создало несогласованный с руководством компании дополнительный резерв финансовых ресурсов в объеме 379,2 млн. руб. для расходования в собственных целях. Из-за невыполнения работниками дороги нормативных требований недоборы провозного тарифа, штрафов, дополнительных сборов составили 190,8 млн. руб.

В результате несвоевременного пересмотра СвЖД калькуляций на договорные тарифы оказания услуг по перевозке грузов, необоснованного их занижения и заключения экономически невыгодных договоров, дорога потеряла 170,6 млн. руб.

То, что портит людей

Жилищный вопрос, как известно, портит не только москвичей... Сухие строчки проверочного акта гласят: «Установлено нецелевое использование средств, выделенных на приобретение жилья, в размере 13,6 млн руб. В нарушение «Порядка предоставления жилых помещений работникам ОАО «РЖД» от 30.04.2004 № 1987р дорогой в декабре 2004 г. допущено неправомерное предоставление 24 фактически принадлежащих ОАО «РЖД» квартир работникам ЕЦДУ на условиях социального найма (безвозмездно) общей площадью 1,3 тыс кв. м стоимостью 17,7 млн. руб. в г. Екатеринбурге. При этом 19 человек получили квартиры без условия передачи дороге ранее занимаемого жилья и 5 человек должны были передать дороге занимаемые ими квартиры. На момент проверки передано только 2 квартиры. В то же время еще пять работников ЕЦДУ, получивших квартиры ранее (период ФГУП), также не исполнили своих обязательств перед дорогой по передаче жилья».

В нарушение правил в сентябре и октябре 2004 г. руководством были неправомерно предоставлены субсидии на оплату полной стоимости квартир на общую сумму 15,2 млн. руб. трем руководящим работникам дороги (и.о. начальника службы материально-технического снабжения Р. Валитову, начальнику финансовой службы В. Гаце, и.о. первого заместителя начальника дороги В. Логачеву). Кроме того, Валитову и Гаце опять же в нарушение правил были отчуждены и две квартиры.

Проверяющие отметили, что никак не устранено выявленное еще в ноябре 2004 г. нарушение в части неправомерной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «Свердловская железная дорога» на фактически принадлежащие ОАО «РЖД» пять 3-комнатных квартир на сумму 11,9 млн. руб. в г. Екатеринбурге, предоставленных на условиях социального найма (безвозмездно) пяти руководящим лицам, в том числе и председателю «Дорпрофсожа». Впоследствии полученные квартиры были приватизированы, но в то же время до сих пор учитываются в составе основных средств Свердловской дистанции гражданских сооружений.

Заслуженная «доля»?

Все вышеперечисленное — это лишь данные официального отчета о проверке финансово-хозяйственной деятельности СвЖД. Однако картина будет неполной, если не принять во внимание информацию о деятельности Ш. Шайдуллина на посту начальника Свердловской дороги, размещенную на сайте независимого профсоюза работников локомотивных бригад (http://nprd.narod.ru). В частности, там говорится:

«вместе с Шайдуллиным из Нижнего Новгорода прибыла команда «специалистов», которые быстро заняли основные посты в структуре СвЖД. Большинство операций прокручивались Шайдуллиным не в Екатеринбурге, а на прежнем месте работы, через годами налаженные связи. Так, некое ООО «Связь-НН» (Нижний Новгород) осуществляет содержание и ремонт кондиционеров СвЖД. При этом за годовое обслуживание каждого кондиционера компания берет 2 500 руб. Стоимость аналогичного обслуживания, предлагаемого аналогичными фирмами Екатеринбурга и Перми, составляет 300 руб. Ежегодно ремонт и гарантийное обслуживание проходят порядка 5 000 кондиционеров, размер «сверхприбыли» составляет 13,5 млн. руб. Дорожный центр «Внедрение» (Нижний Новгород) по контракту, подписанному Шайдуллиным, ведет ремонт всех мотодрезин СвЖД. Несмотря на то что аналогичный центр, расположенный в Екатеринбурге, предлагал цены в два раза ниже, чем у волжских конкурентов, заказ он не получил и сейчас простаивает без работы. Подобная картина наблюдается повсеместно. ИП «Володин» (Ульяновск) является генподрядчиком СвЖД по покраске подвижного состава. Годовой заказ дороги на покраску вагонов и локомотивов составляет более 100 млн. руб. 40 млн. руб было освоено строительной компанией из Ульяновска на ремонт ДК Железнодорожников в Тюмени. Реальная стоимость проведенных ремонтных работ оценивается экспертами в сумму, 10 раз меньшую, а качество материалов и работ вызвало массу вопросов и нареканий. Сейчас руководством СвЖД рассматривается проект реконструкции здания Управления дороги в Екатеринбурге. Несмотря на то что значительные средства выделялись на текущий ремонт здания в течение последних 10 лет и сейчас здание находится в прекрасном состоянии, на реализацию проекта выделено 150 млн. руб. Учитывая, что здание является памятником архитектуры и изменение его фасада в принципе невозможно, речь фактически идет о повторном освоении средств, так как все эти деньги пойдут на очередное переоборудование кабинетов. Более того, проектные работы, стоимость которых оценена в 70 млн., без проведения тендера или конкурса уже получила некая проектная компания из Москвы, также входящая в бизнес-окружение господина Шайдуллина».

Уже упомянутый акт проверки уточняет ситуацию в отношении совместной работы СвЖД и ИП «Володин». Объем работ фирмы за покраску 75 единиц локомотивов по двум договорам составил 33,8 тыс. кв. м. В договорах были изначально завышены площади окрашиваемых поверхностей кузовов локомотивов на 8,5 тыс. кв. м. В результате подрядчиком излишне предъявлены расходы в сумме 3,7 млн. руб., кроме того завышена стоимость выполненных работ на один электровоз серии ВЛ-11 на 63,7 тыс. руб. по сравнению со стоимостью аналогичных работ, выполняемых на Екатеринбургском ЭВРЗ, в результате потери компании составили 4,8 млн. руб. При осмотре покрашенных электровозов установлено, что подрядчик ИП «Володин» покраску локомотивов произвел некачественно, с нарушением технологии производства работ.

«Уральский» друг

По свидетельству ранее цитируемого сайта, «единственным уральцем, которому удалось войти в «ближний круг» Шайдуллина... стал Марс Шарафуллин... Контролируемые им фирмы осуществляют перепродажу щебня в Свердловской и Тюменской областях. С приходом Шайдуллина на пост начальника СвЖД у Шарафулина дела пошли в гору... Одновременно СвЖД подписала с фирмами Шарафулина долгосрочный контракт на поставку щебня на весьма странных условиях: при рыночной цене одной тонны в 154 руб. железная дорога покупала его по 200... И это при ежемесячном потреблении в 50 тыс тонн».

Несложно подсчитать, что при таком потреблении «навар» составлял около 2,5 млн. руб. в месяц! Ответ на вопрос: куда уходили эти деньги, известен, по всей видимости, только самим участникам сделки.

В то же время среди рекомендаций в отчете проверки привлекает внимание следующая обтекаемая фраза: «разрабатывать оптимальные схемы доставки щебня с учетом железнодорожного тарифа и принять меры по его сохранности и экономному расходованию».

Как минимум есть над чем задуматься... А уже осведомленный в «щебеночных» делах Шайдуллина-Шарафулина наш читатель просто-напросто сделает соответствующий вывод...

На сегодняшний день руководство ОАО «Российские железные дороги» внимательно изучает материалы проведенной проверки - реакция должна последовать в ближайшее время...

Еженедельник «АиФ-Урал» (№3, 2006 г.) опубликовал интересные цифры, озвученные на той самой «полусекретной» пресс-конференции Ш.Шайдуллина в декабре.

Поэтому (?) сумма средств на капитальный ремонт будет увеличена до 9 млрд. руб. Учитывая тенденцию, освещенную проверкой, можно предположить размер новых нарушений. При этом дорога не справилась с увеличением скорости поездов, которая оказалась ниже на 1 км в час, что повлекло за собой убытки в 180 млн. руб. Объем услуг, которыми и так дорога не балует, снизился на 4%. В наступившем году, как сообщил Ш. Шайдуллин, цены на услуги железной дороги вырастут еще больше. Однако после фактов, вскрытых в ходе проверки, глупо было бы сомневаться, что прогнозы начальника СвЖД не осуществятся.


Другие материалы по теме: