«Уральский рабочий», Юлия Санатина пишет: «Магнит внутри Уральских гор. Он притягивает к нам западных бизнесменов»

8 февраля 2006 (10:54)

Сегодня на территории Свердловской области действуют свыше четырехсот совместных предприятий, более трехсот представительств иностранных фирм, на рынке области присутствуют крупнейшие мировые торговые сети, а из международного аэропорта Кольцова осуществляются прямые регулярные рейсы в 24 государства мира.

Еще лет пятнадцать назад, когда наша «торговая цивилизация» переживала век ларьков, мы не могли представить, что будем гулять с тележкой по гипермаркетам, брэнды которых известны во всем мире. Да что там — давно ли наш регион вообще относился к числу закрытых?! Как вспомнил вчера его глава, когда он впервые в Соединенных Штатах рассказывал тамошним предпринимателям о нашей области, они ее чуть ли не на карте Африки искать пытались. И категорически отказывались верить, что, помимо тайги с медведями, у нас два десятка вузов и консерватория с филармонией...

Очевидно, убедить западных бизнесменов в том, что мы вполне цивилизованны и открыты для всевозможных контактов, удалось: судя по тому, что ежегодно объем внешнеторговой деятельности Свердловской области прирастает на 25—30 процентов и по итогам 2005 года приблизился к цифре в 8 миллиардов долларов США.

— Свердловская область является одним из магнитов для европейского бизнеса, — заметил Андреас Романос, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации.

Вчера Свердловскую область посетила весьма представительная делегация этой организации под руководством заместителя главы представительства Европейской Комиссии в РФ Пола Вандорена. Принимали западных бизнесменов у нас на самом высоком уровне. А за «круглым столом» под стеклянным куполом резиденции губернатора собрались не только представители правительства, бизнеса и общественных организаций предпринимателей Свердловской области, но и руководители дипломатических миссий европейских стран, работающих в Екатеринбурге.

«Круглый стол» на тему «Опыт ведения бизнеса в Свердловской области», на мой взгляд, не вполне удался. Диалогу помешал вовсе не языковой барьер (наушники с синхронным переводом были у каждого). Просто не получилось заинтересованного и полезного для всех обмена мнениями: иностранные гости и консулы рассыпались в дежурных любезностях, а остальные выступающие занимались исключительно самопрезентацией.

Об опыте взаимодействия российских и иностранных бизнес-структур, об отношениях с властью, о том, какие конкретные проблемы встают на пути зарубежных бизнесменов, желающих делать деньги в России, практически никто не говорил. Представители иностранных предприятий использовали свои выступления исключительно для рекламы собственной продукции — информационных технологий, оборудования, финансовых, страховых, таможенных услуг... Руководство Свердловской области, как обычно, популяризировало ее экономические успехи последних лет и громадье перспективных планов.

Причем приведенные губернатором и министром экономики и труда Галиной Ковалевой цифры настолько впечатлили иностранцев, что заместитель главы представительства Европейской комиссии в России Пол Вандорен воскликнул:

— Позвольте вас поздравить с потрясающим экономическим результатом! Прозвучавшие цифры подтверждают, что мы не зря сюда приехали.

По признанию Пола Вандорена, он впервые выбрался так далеко на восток: обычно деятельность Еврокомиссии ограничивается Москвой, Санкт-Петербургом и западными областями России. Быть может, если г-ну Вандорену удастся прокатиться еще дальше по Транссибу, он будет вообще ошеломлен масштабами нашей страны и ее богатств, в западном понимании еще мало освоенных.

Собственно, эти-то богатства, словно магнит, и притягивают зарубежных предпринимателей. Структура нашей внешнеторговой деятельности мало меняется в последние годы: львиную долю экспорта, как подтвердила Галина Ковалева, по-прежнему составляют металлы и изделия из них, к нам же европейцы в основном ввозят всевозможное оборудование и транспортные средства.

Впрочем, в связи с увеличением промышленного производства растет и благосостояние населения, а значит, его покупательская способность. Поэтому Свердловская область становится весьма привлекательной для владельцев торговых сетей, кредитных организаций, страховых контор и прочих подобных учреждений, которые уже вовсю раскручивают свой бизнес на уральской земле. Как отметил, скажем, глава местного представительства «Метро Кэш энд Кэрри» Андреа Франческо Мартинелли, «мы вложили 200 млн евро и очень довольны результатами». Вот только, недоумевает г-н Мартинелли, отчего-то большинство товаров приходится привозить за тысячи километров. А хотелось бы находить производителей здесь, на Урале.

Что, по-моему, ничуть не противоречит пожеланиям местных промышленников, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, которые пока что на западные капиталы только облизываются. Перспективных направлений для сотрудничества в Свердловской области хоть отбавляй, в том числе практически свободных рыночных ниш. Если такое сотрудничество еще и поддержит государственная власть — может быть, оно будет более результативно, чем вчерашний обмен любезностями за «круглым столом».

кстати

Объем иностранных инвестиций в экономику области в 2005 году составил 1,4 миллиарда долларов, а собственных, внутренних, — более 3 млрд долларов.

За 2005 год товарооборот Свердловской области со странами Евросоюза возрос в 1,5 раза и превысил 2,5 миллиарда долларов.


Другие материалы по теме: