«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Местное самоуправление: поддержка сильных»
16 февраля 2006 (10:54)
Сегодня в Екатеринбург прибывает делегация депутатов Государственной Думы — членов комитета по вопросам местного самоуправления (МСУ). Ожидается, что до конца недели парламентарии будут обсуждать с коллегами из Законодательного собрания области и представителями муниципалитетов практику взаимодействия органов государственной власти и МСУ, правовые и экономические аспекты их взаимоотношений.
То, что площадкой для научно-практической конференции, где предстоит рассмотреть реализацию действующего с января с. г. закона о МСУ в преломлении национальных приоритетов выбран Екатеринбург, неслучайно. Столица Урала давно славится развитым самоуправлением. Екатеринбург первым из крупных городов страны занесён в реестр муниципальных образований РФ с новым Уставом. В уральской столице ещё до вступления закона в силу уже широко использовались либеральные, демократические формы городского управления: публичные слушания документов жизнедеятельности города (Устав, Стратегический план развития, Генеральный план застройки, бюджет etc); территориальное общественное самоуправление; собрания граждан, опросы населения, личные приёмы главой города, его заместителями в районах и проч. Ведь главное — выяснить отношение горожан к той или иной проблеме и организовать городское сообщество на её решение. Опыт Екатеринбурга, как известно, широко используется. Это было отмечено и на только что завершившихся собраниях руководящих органов Союза российских городов и Конгресса муниципальных образований РФ, также посвящённых вопросам реализации национальных приоритетов в преломлении на МСУ. Участники екатеринбургской конференции могли бы взять для дискуссий многие из вопросов, которые волнуют муниципалов: ведь от органов МСУ зависит многое в реализации национальных проектов. Сегодня, на мой взгляд, как никогда важно воспользоваться в работе единственно верным концептуальным подходом: от конкурентоспособности муниципалитетов зависит конкурентоспособность территорий и России в целом. Однако надо уходить от порочной практики раздачи всем сестрам по серьгам; логичнее делать ставку на тех, кто способен реально двинуть экономику страны. Сделать это в ближайшее время могут крупные и средние города, тем более такие успешные мегаполисы, как Екатеринбург. Если же снова латать дыры и перешивать то, что нельзя даже заштопать, мы попросту растеряем национальные ресурсы.
Конечно, есть вечная проблема непонимания между центром и регионами, государственной властью и муниципалитетами. Федеральное финансирование порой не совпадает с реальными проблемами, которые видят внизу. Скажем, в Екатеринбурге животрепещущи дорожно-транспортные вопросы, а денег катастрофически недостаёт ни на метро, ни на расширение магистралей и строительство уличных развязок. Теперь вот набегает опасность угроз коммуникациям ЖКХ — если Федерация не озаботится возмещением выпавших из доходной части городского бюджета средств на ремонты. Нельзя забывать, что проект «Доступное жильё» невозможно осуществлять, не развивая инженерные сети. Екатеринбург, который лидирует в России по жилищному строительству (опережает нас только Москва), готов вкладывать в национальные проекты свою долю усилий и средств, в том числе привлекая частные инвестиции, но и Федерация могла бы в большей степени стимулировать усилия тех, кто действительно работает.
На днях в Министерстве регионального развития РФ шла речь о концепции социально-экономического развития регионов — с тем же прицелом на национальные проекты. Подчёркивалось, что делать ставку на так называемое равномерное развитие территорий не предполагается. Необходимо срочно переходить к политике, как её назвали, фокусированного развития — с поддержкой сильных территорий. То есть тех, кто уже умеет строить социально ориентированную модель управления и бюджетирования.
По большому счёту, екатеринбургский диалог местных властей и Федерации, если он пройдёт в таком вот ключе, сможет принести ощутимую пользу.
То, что площадкой для научно-практической конференции, где предстоит рассмотреть реализацию действующего с января с. г. закона о МСУ в преломлении национальных приоритетов выбран Екатеринбург, неслучайно. Столица Урала давно славится развитым самоуправлением. Екатеринбург первым из крупных городов страны занесён в реестр муниципальных образований РФ с новым Уставом. В уральской столице ещё до вступления закона в силу уже широко использовались либеральные, демократические формы городского управления: публичные слушания документов жизнедеятельности города (Устав, Стратегический план развития, Генеральный план застройки, бюджет etc); территориальное общественное самоуправление; собрания граждан, опросы населения, личные приёмы главой города, его заместителями в районах и проч. Ведь главное — выяснить отношение горожан к той или иной проблеме и организовать городское сообщество на её решение. Опыт Екатеринбурга, как известно, широко используется. Это было отмечено и на только что завершившихся собраниях руководящих органов Союза российских городов и Конгресса муниципальных образований РФ, также посвящённых вопросам реализации национальных приоритетов в преломлении на МСУ. Участники екатеринбургской конференции могли бы взять для дискуссий многие из вопросов, которые волнуют муниципалов: ведь от органов МСУ зависит многое в реализации национальных проектов. Сегодня, на мой взгляд, как никогда важно воспользоваться в работе единственно верным концептуальным подходом: от конкурентоспособности муниципалитетов зависит конкурентоспособность территорий и России в целом. Однако надо уходить от порочной практики раздачи всем сестрам по серьгам; логичнее делать ставку на тех, кто способен реально двинуть экономику страны. Сделать это в ближайшее время могут крупные и средние города, тем более такие успешные мегаполисы, как Екатеринбург. Если же снова латать дыры и перешивать то, что нельзя даже заштопать, мы попросту растеряем национальные ресурсы.
Конечно, есть вечная проблема непонимания между центром и регионами, государственной властью и муниципалитетами. Федеральное финансирование порой не совпадает с реальными проблемами, которые видят внизу. Скажем, в Екатеринбурге животрепещущи дорожно-транспортные вопросы, а денег катастрофически недостаёт ни на метро, ни на расширение магистралей и строительство уличных развязок. Теперь вот набегает опасность угроз коммуникациям ЖКХ — если Федерация не озаботится возмещением выпавших из доходной части городского бюджета средств на ремонты. Нельзя забывать, что проект «Доступное жильё» невозможно осуществлять, не развивая инженерные сети. Екатеринбург, который лидирует в России по жилищному строительству (опережает нас только Москва), готов вкладывать в национальные проекты свою долю усилий и средств, в том числе привлекая частные инвестиции, но и Федерация могла бы в большей степени стимулировать усилия тех, кто действительно работает.
На днях в Министерстве регионального развития РФ шла речь о концепции социально-экономического развития регионов — с тем же прицелом на национальные проекты. Подчёркивалось, что делать ставку на так называемое равномерное развитие территорий не предполагается. Необходимо срочно переходить к политике, как её назвали, фокусированного развития — с поддержкой сильных территорий. То есть тех, кто уже умеет строить социально ориентированную модель управления и бюджетирования.
По большому счёту, екатеринбургский диалог местных властей и Федерации, если он пройдёт в таком вот ключе, сможет принести ощутимую пользу.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Нормы уставных правоотнош ...
- Сегодня в Екатеринбурге начинает работу VI собрание Ассоциации муниципальн ...
- Сегодня в администрации Екатеринбурга прошло VIII общее собрание Ассоциации ...
- Сегодня в Магнитогорске состоялось открытие Всероссийской научно-практическ ...
- 5 – 6 февраля в Москве состоялась XIV Сессия Конгресса муниципальных образо ...