«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Нормы уставных правоотношений»
24 января 2006 (10:56)
Из семнадцати заявленных к обсуждению на сегодняшнем заседании Екатеринбургской городской Думы вопросов львиная доля — те, что касаются положений об участии населения в жизни уральской столицы. Екатеринбуржцы в соответствии с Уставом муниципального образования (МО) «город Екатеринбург», действующим с 1 января с. г., приобрели широчайшие права на осуществление местного самоуправления (МСУ), и глава города внёс в представительный орган некий свод правил, регулирующих формы такого участия; депутатам предстоит их рассмотреть и утвердить.
Речь идёт об обращениях горожан в органы МСУ; о конференциях (собраниях делегатов) и собраниях граждан; о территориальном общественном самоуправлении. В дальнейшем депутатам предстоит рассмотреть также предложенные мэром проекты положений о порядке проведения опросов граждан; об организации и проведении публичных слушаний.
Все эти вопросы очень важны, ибо без чётко прописанных нормативных актов трудно рассчитывать на активную правотворческую инициативу горожан, их конструктивное участие в выработке и реализации решений муниципальной власти, основополагающих уложений городской жизни. А в том, что только через деятельное участие населения возможно развитие муниципалитетов, убеждаешься постоянно — как на положительных примерах Екатеринбурга и некоторых других регионов, так и, увы, на фактах негативного свойства, которых тоже немало на российских просторах.
С января 2006 года 70% муниципалитетов России живут по новому закону о МСУ. Однако на законное право жителей городов и весей самим управлять «малой родиной» по-прежнему покушаются — то «хозяйствующие субъекты», а то и представители структур государственной власти: чиновники, депутаты. Мы уже сообщали о коллизиях: в свердловском Серове пытаются сейчас лишить жителей права самим избирать градоначальника; а в Самаре горожанам удалось-таки добиться отмены Минюстом схожего решения. Буквально вчера информационные агентства распространили новости из Рыбинска Ярославской области, где якобы региональные власти пытаются торпедировать решение о праве горожан на полноценное городское самоуправление. Аналогичные события в Калужской области. Едва ли я погрешу против истины, если скажу, что. в отличие от Екатеринбурга, где жители постоянно вовлекаются в решение вопросов развития мегаполиса, вышеназванные территории к преуспевающим не отнести.
Оно и понятно: без широкого информирования горожан о действиях власти и изучения мнения граждан о проектах муниципальных правовых актов; наконец, без тесного взаимодействия власти с населением невозможно выработать стратегию развития территории. Касается ли это устава МО, проекта бюджета и его исполнения, планов застройки и правил землепользования, управления имуществом, благоустройства etc. Органам МСУ важно опираться на волю населения и во взаимоотношениях со структурами государственной власти.
Опыт Екатеринбурга, первым из крупных городов страны занесённым в реестр МО России с новым, полностью соответствующим закону о МСУ городским уставом, до сих пор служит ориентиром многим муниципалитетам. Скажем, из далёкой Архангельской области пришло сообщение, что в тамошнем Устьянском районе решили организовать в феврале публичные слушания по уставу МО и сейчас принимают от жителей замечания и предложения, которые лягут в канву дискуссии. Надо заметить, что в Архангельской области разработали целую программу реализации закона о МСУ — и постоянно информируют жителей области о результатах, сообщают знакомые коллеги-журналисты. Широкий простор инициативе граждан, как в Екатеринбурге, дают на Орловщине, в Ленинградской области, говорится в сообщениях из этих мест.
Думается, нормы уставных правоотношений горожан с властями, которые содержатся в обсуждаемых положениях, только поспособствуют росту ответственности городского сообщества и властей муниципалитета за будущее Екатеринбурга.
Речь идёт об обращениях горожан в органы МСУ; о конференциях (собраниях делегатов) и собраниях граждан; о территориальном общественном самоуправлении. В дальнейшем депутатам предстоит рассмотреть также предложенные мэром проекты положений о порядке проведения опросов граждан; об организации и проведении публичных слушаний.
Все эти вопросы очень важны, ибо без чётко прописанных нормативных актов трудно рассчитывать на активную правотворческую инициативу горожан, их конструктивное участие в выработке и реализации решений муниципальной власти, основополагающих уложений городской жизни. А в том, что только через деятельное участие населения возможно развитие муниципалитетов, убеждаешься постоянно — как на положительных примерах Екатеринбурга и некоторых других регионов, так и, увы, на фактах негативного свойства, которых тоже немало на российских просторах.
С января 2006 года 70% муниципалитетов России живут по новому закону о МСУ. Однако на законное право жителей городов и весей самим управлять «малой родиной» по-прежнему покушаются — то «хозяйствующие субъекты», а то и представители структур государственной власти: чиновники, депутаты. Мы уже сообщали о коллизиях: в свердловском Серове пытаются сейчас лишить жителей права самим избирать градоначальника; а в Самаре горожанам удалось-таки добиться отмены Минюстом схожего решения. Буквально вчера информационные агентства распространили новости из Рыбинска Ярославской области, где якобы региональные власти пытаются торпедировать решение о праве горожан на полноценное городское самоуправление. Аналогичные события в Калужской области. Едва ли я погрешу против истины, если скажу, что. в отличие от Екатеринбурга, где жители постоянно вовлекаются в решение вопросов развития мегаполиса, вышеназванные территории к преуспевающим не отнести.
Оно и понятно: без широкого информирования горожан о действиях власти и изучения мнения граждан о проектах муниципальных правовых актов; наконец, без тесного взаимодействия власти с населением невозможно выработать стратегию развития территории. Касается ли это устава МО, проекта бюджета и его исполнения, планов застройки и правил землепользования, управления имуществом, благоустройства etc. Органам МСУ важно опираться на волю населения и во взаимоотношениях со структурами государственной власти.
Опыт Екатеринбурга, первым из крупных городов страны занесённым в реестр МО России с новым, полностью соответствующим закону о МСУ городским уставом, до сих пор служит ориентиром многим муниципалитетам. Скажем, из далёкой Архангельской области пришло сообщение, что в тамошнем Устьянском районе решили организовать в феврале публичные слушания по уставу МО и сейчас принимают от жителей замечания и предложения, которые лягут в канву дискуссии. Надо заметить, что в Архангельской области разработали целую программу реализации закона о МСУ — и постоянно информируют жителей области о результатах, сообщают знакомые коллеги-журналисты. Широкий простор инициативе граждан, как в Екатеринбурге, дают на Орловщине, в Ленинградской области, говорится в сообщениях из этих мест.
Думается, нормы уставных правоотношений горожан с властями, которые содержатся в обсуждаемых положениях, только поспособствуют росту ответственности городского сообщества и властей муниципалитета за будущее Екатеринбурга.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Местное самоуправление: п ...
- Председатель Совета директоров ИАА «Урал Бизнес Консалтинг» Федор Крашенинн ...
- «Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Управление при открытых ш ...
- Генеральный директор ОАО «Урал Бизнес Консалтинг» Евгений Потапов вошел в с ...
- В Екатеринбурге прошли первые публичные слушания по проекту решения городск ...