Георгий Перский: Экономические программы оторваны от реальности

Своим мнением по поводу предложенной недавно на рассмотрение общественности очередной экономической доктрины поделился с ИАА «УралБизнесКонсалтинг» депутат Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области Георгий Перский.

— Институтом общественного проектирования и информационной группой «Эксперт» представлен еще один стратегический документ — экономическая доктрина с громким названием «Вернуть лидерство!». Какие достоинства и недостатки смогли бы выделить Вы как один из участников обсуждения?

— В «Экономической доктрине» представлены основные направления экономической политики, которые необходимо реализовать для того, чтобы наша экономика была конкурентоспособной. Документ задуман был как некий план мероприятий, которые необходимо осуществить для того, чтобы экономика России смогла стать конкурентоспособной к 2020-2025г.г., занять мировые лидирующие позиции хотя бы в некоторых отраслях экономики. Но, на мой взгляд, здесь не хватает самого главного — как это все сделать, реализовать на практике.

— Что может помешать практическому выполнению данной доктрины?

— На сегодняшний день требования федерального законодательства не всегда находят должное воплощение на региональном уровне, а уж реализация программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на региональном уровне оставляет желать лучшего. На региональном уровне очень часто создается видимость реализации основных направлений государственной экономической политики, но используются все те же схемы работы, как и прежде. Прогнозные параметры долгосрочных программ не выполняются.

— Отчего это происходит?

— Экономические программы оторваны от реальных процессов. То есть некие концепции пишутся и принимаются сами по себе, а экономика развивается параллельно, сама по себе. В отчетах исполнительная власть на всех уровнях управления действует уже post factum, то есть пытается объяснить, почему все происходит не так, как планировалось. То есть «пишем как хотелось бы, а получается как всегда». Яркий пример тому на региональном уровне: у нас бюджет не могут спланировать даже на один год: в конце года «вдруг» обнаруживаются сверхдоходы около 10 %, «ошибаются» на миллиарды рублей. Если говорить о стране в целом, то у нас до сих пор нет конкурентоспособных территориальных и промышленных кластеров, притом, что именно эта задача стояла во всех без исключения программах социально-экономического развития на среднесрочный период.

— В последнее время появляется много концепций, программ, доктрин дальнейшего развития страны. Чем они отличаются друг от друга?

— Откровенно говоря, принципиальной разницы я не вижу. О необходимости перехода на политику роста и политику индустриализации, обозначенной в основных направлениях «Экономической доктрины», которую представлял «Эксперт», говорилось во многих экономических доктринах и стратегиях, существующих на сегодняшний день в нашей стране. И Президент ставил вопрос о необходимости увеличения ВВП в 2 раза. Факторы конкурентоспособности России совершенно очевидны и переходят из одного документа в другой. Основные направления экономической политики почти всех стратегий также одинаковы: необходимость модернизации массовых производств, долгосрочные инвестиционные проекты и рост инвестиций в сфере энергетического, технологические трансферты, формирование массового среднего класса. Шесть направлений политики сверхиндустриализации рассматриваемой экономической доктрины «Вернуть лидерство!» фактически дублируют все эти положения, ранее уже упомянутые в проекте программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы); Аналитическом докладе — «Долгосрочные тренды российской экономики (сценарии экономического развития России до 2020 года)», подготовленном центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при Правительстве Российской Федерации; Программе Министерства регионального развития «Стратегия социально-экономического развития регионов Российской федерации»; Докладе Грефа «О приоритетных задачах и направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)».

Все эти положения, мягко говоря, не являются открытиями. Они давно известны как теория управления инвестиционным территориальным или отраслевым развитием. Этому посвящено много трудов во всем мире, да и у нас в стране.

— Что необходимо учесть, чтобы эти концепции были применимы на практике?

— Идеи, может быть, и хорошие, но, повторю еще раз, предлагаемые механизмы их реализации в России оставляют желать лучшего. Все эти направления, не учитывают наши национальные проблемы — «русскую модель менеджмента» и «коррупцию».

На мой взгляд, необходима разработка механизмов реализации стратегий развития, основанных на согласовании приоритетов социально-экономического развития территорий на всех уровнях: государство, федеральный округ, регионы, муниципальные образования. Необходимо также принятие на законодательном уровне согласованных стратегий и программ социально-экономического развития округов и регионов, муниципальных образований. Привлечение к их реализации бизнеса и общества. Развитие нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства. Единственное, что требуется от системы управления — это проконтролировать выполнение государственных предписаний.


Другие материалы по теме: