«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Жилищные субсидии — не для олигархов»
26 февраля 2006 (10:58)
В конце предстоящей недели в Москве пройдёт международная конференция с примечательной повесткой: «Адресная социальная поддержка граждан при оплате жилья и коммунальных услуг». Эксперты и практики, включая представителей федеральных министерств и ведомств, региональных и муниципальных властей, международных и российских научных институтов, планируют проанализировать, кроме всего прочего, и насколько эффективна программа субсидий на оплату услуг ЖКХ.
Думаю, время для форума выбрано не случайно: 1 марта исполняется ровно год, как вступил в силу новый Жилищный кодекс (ЖК), и это значит, что мы уже двенадцать месяцев живём в совершенно ином социально-политическом измерении. Ибо, на мой взгляд, наша эпоха стала кардинально отличаться от прежней не тогда, когда были объявлены рыночные и политические свободы, а когда в реальности, то есть законодательно, изменились подходы к решению пресловутого «квартирного вопроса» и в целом к жилищно-коммунальной сфере. Если прежде государство, декларируя равенство всех и обещая каждому крышу над головой, на самом деле превращало очередь на получение жилья в регулятор лояльности властям, делило с её помощью граждан страны на «белую» и «чёрную» кость, а тарифы на услуги ЖКХ служили показателем преимущества экономической системы (их относительно низкую планку держали субсидии из бюджета), то сегодня единственным мерилом и там и тут выступает исключительно экономика. Деньги.
Однако нельзя забывать, что со сменой общественно-экономической формации далеко не все стали парадоксально богатыми — таковых не более 1—3% российского общества; наоборот, наблюдается чудовищный разрыв между доходом наиболее обеспеченных и беднейших категорий россиян (примерно в 15 раз!). Соответственно, нет сегодня альтернативы тому, чтобы наряду с сокращением этого разрыва за счёт повышения уровня жизни основной массы населения (у нас только за чертой бедности почти 23 млн. человек -более 15% всех граждан страны) предоставлять широкие социальные гарантии. В том числе и по оплате услуг ЖКХ. Но персонифицировано, а не так, чтобы льготами равно пользовались и олигарх, и нянечка в детском саду, как это было ещё недавно.
По статданным, в России право на субсидии по «коммуналке» имеют 6 млн. семей — те, у кого затраты на оплату жилья и коммунальных услуг превышают 22% совокупного дохода. Екатеринбург от общероссийской статистики отличается, конечно, в лучшую сторону: зарплаты выше, безработица практически нулевая — но и у нас достаточная прослойка малоимущих. И потому в бюджете муниципалитета заложены средства на выплату жилищных субсидий — более 98 млн. рублей. Как нам сообщили в мэрии, выплаты производятся: только за январь на лицевые счета граждан, подавших соответствующие заявления в Единый расчётный центр или службу заказчика, перечислено более 8 млн. рублей; идут перечисления и в феврале. Следует заметить, что, согласно ЖК, субсидии с нынешнего года впервые выплачиваются «живыми» деньгами, и муниципалитет выдерживает свои обязательства.
Думается, опыт Екатеринбурга — достойная тема для обсуждения на конференции, где представители Министерства регионального развития предполагают сделать доклад именно о практике предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которая сложилась в регионах России. К слову, уральская столица вполне вписывается и в проект, который презентуется на конференции в Москве: «Увеличение прозрачности местных бюджетов посредством использования технологии индивидуальных социальных счетов».
Было бы неверным не отметить в годовщину ЖК, что и решение «квартирного вопроса» отныне приоритетно, появился национальный проект «Доступное жильё». Вклад Екатеринбурга и тут известен: в 2006-м планируется построить более 700 тысяч кв. метров жилья. Кстати, по количеству возводимых «квадратов» на одного горожанина мы уже в 2005-м опередили Москву (0,47 против 0,43 — такая вот статистика). Но задача — наряду с ростом объёмов строительства использовать возможности ипотеки, пока это развито у нас нешироко.
Думаю, время для форума выбрано не случайно: 1 марта исполняется ровно год, как вступил в силу новый Жилищный кодекс (ЖК), и это значит, что мы уже двенадцать месяцев живём в совершенно ином социально-политическом измерении. Ибо, на мой взгляд, наша эпоха стала кардинально отличаться от прежней не тогда, когда были объявлены рыночные и политические свободы, а когда в реальности, то есть законодательно, изменились подходы к решению пресловутого «квартирного вопроса» и в целом к жилищно-коммунальной сфере. Если прежде государство, декларируя равенство всех и обещая каждому крышу над головой, на самом деле превращало очередь на получение жилья в регулятор лояльности властям, делило с её помощью граждан страны на «белую» и «чёрную» кость, а тарифы на услуги ЖКХ служили показателем преимущества экономической системы (их относительно низкую планку держали субсидии из бюджета), то сегодня единственным мерилом и там и тут выступает исключительно экономика. Деньги.
Однако нельзя забывать, что со сменой общественно-экономической формации далеко не все стали парадоксально богатыми — таковых не более 1—3% российского общества; наоборот, наблюдается чудовищный разрыв между доходом наиболее обеспеченных и беднейших категорий россиян (примерно в 15 раз!). Соответственно, нет сегодня альтернативы тому, чтобы наряду с сокращением этого разрыва за счёт повышения уровня жизни основной массы населения (у нас только за чертой бедности почти 23 млн. человек -более 15% всех граждан страны) предоставлять широкие социальные гарантии. В том числе и по оплате услуг ЖКХ. Но персонифицировано, а не так, чтобы льготами равно пользовались и олигарх, и нянечка в детском саду, как это было ещё недавно.
По статданным, в России право на субсидии по «коммуналке» имеют 6 млн. семей — те, у кого затраты на оплату жилья и коммунальных услуг превышают 22% совокупного дохода. Екатеринбург от общероссийской статистики отличается, конечно, в лучшую сторону: зарплаты выше, безработица практически нулевая — но и у нас достаточная прослойка малоимущих. И потому в бюджете муниципалитета заложены средства на выплату жилищных субсидий — более 98 млн. рублей. Как нам сообщили в мэрии, выплаты производятся: только за январь на лицевые счета граждан, подавших соответствующие заявления в Единый расчётный центр или службу заказчика, перечислено более 8 млн. рублей; идут перечисления и в феврале. Следует заметить, что, согласно ЖК, субсидии с нынешнего года впервые выплачиваются «живыми» деньгами, и муниципалитет выдерживает свои обязательства.
Думается, опыт Екатеринбурга — достойная тема для обсуждения на конференции, где представители Министерства регионального развития предполагают сделать доклад именно о практике предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которая сложилась в регионах России. К слову, уральская столица вполне вписывается и в проект, который презентуется на конференции в Москве: «Увеличение прозрачности местных бюджетов посредством использования технологии индивидуальных социальных счетов».
Было бы неверным не отметить в годовщину ЖК, что и решение «квартирного вопроса» отныне приоритетно, появился национальный проект «Доступное жильё». Вклад Екатеринбурга и тут известен: в 2006-м планируется построить более 700 тысяч кв. метров жилья. Кстати, по количеству возводимых «квадратов» на одного горожанина мы уже в 2005-м опередили Москву (0,47 против 0,43 — такая вот статистика). Но задача — наряду с ростом объёмов строительства использовать возможности ипотеки, пока это развито у нас нешироко.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- На субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг из городского бюджета Екат ...
- Федеральная служба государственной статистики РФ: Фактический уровень возме ...
- Правительство РФ утвердило положение о предоставлении субсидий на оплату жи ...
- Министерство экономического развития и торговли РФ: Субсидии на оплату услу ...
- 26 августа в Тюмени состоится совещание по формированию экспериментальной с ...