«Вечерний Екатеринбург», Алексей Смирнов пишет: «Налоговый колокольчик звонит для автовладельцев»

14 марта 2006 (10:58)

О необходимости уплаты налогов и связанной с этим маетой говорено и переговорено тысячу раз. Некоторые из них бьют не только по кошельку, но и по нервам плательщиков, вызывая шок и требуя траты дополнительных сил и времени: стояния в очередях, заполнения документов, общения с налоговиками и проч. Судя по всему, всё это в ближайшее время в полной мере коснётся многих владельцев автотранспорта. Как известно, 1 апреля истекает срок уплаты транспортного налога за 2005 год. С учётом того, что начало следующего месяца в этом году приходится на субботу, крайний срок перенесли на 3-е число, но сложностей водителям автомобилей это вряд ли убавит.

Раньше, когда за сбор транспортного налога отвечали сотрудники ГАИ, было хорошо всем, включая государство. Ныне, когда эта прерогатива перешла к налоговикам и устоявшуюся систему пришлось менять, задача сбора налога значительно осложнилась. На вчерашней пресс-конференции в агентстве «ТАСС-Урал» начальник отдела налогообложения физических лиц управления ФНС РФ по Свердловской области Сергей Семуха назвал ситуацию с транспортным налогом катастрофической. Из начисленного автовладельцам 381 миллиона рублей на сегодняшний день уплачено менее 10 процентов. Сергей Васильевич отметил, что данный налог уходит в региональный бюджет и является одним из источников формирования территориального дорожного фонда. А это — строительство и ремонт автотрасс, развитие дорожной инфраструктуры области. Что, в конечном итоге, в интересах самих водителей. Но здесь-то как раз проблем никаких. Большинство владельцев и арендаторов автотранспорта согласны заплатить и жить спокойно. Пугают же их только сложности с оформлением оплаты.

Налоговые уведомления и квитанции, которые собственники автомашин получили по почте, многими уже благополучно утеряны (наша российская безалаберность!). А из-за проблем с почтовиками кое-кто их вообще не получал. Так, автовладельцы Чкаловского района никаких уведомлений в глаза не видели - «по причинам технического характера». В налоговых инспекциях, как правило, всегда огромные очереди, а в периоды массовой сдачи отчётности там вообще не протолкнуться. И далеко не каждый автолюбитель может позволить себе из-за 100 или даже 300 рублей истратить полный рабочий день на оформление соответствующих документов. Судами наш народ теперь не запугаешь, вот и не торопятся свердловчане с оплатой.

Не меньшей проблемой являются сегодня ошибки в хранящейся налоговой документации. Информационная база, предоставленная налоговикам от областной ГИБДД, пока ещё далека от совершенства (Семуха назвал её «не совсем корректной»). Автомобиль может быть снят с учёта год и более назад, но компьютер об этом ещё просто не в курсе. Ваша «стальная лошадка», возможно, давно гниёт на свалке, но если вы не сняли её с учёта, то должны отчитаться по полной. То же самое, если вы продали машину по доверенности, не переоформив её на нового владельца. Львиную долю неувязок во взаимоотношениях инспекторов и налогоплательщиков могли бы снять средства связи, но по телефону налоговики дают только консультации юридического толка: вся информация о физических лицах является конфиденциальной и по телефону не передаётся. Так-то.

Возможно, в ближайшие годы проблем с уплатой транспортного налога в России поубавится. Так, Сергей Семуха пообещал, что уже в этом году инспекция заключит с почтамтами специальные договоры, чтобы уведомления и квитанции доставлялись прямо автовладельцам. Кроме того, в налоговых учреждениях организуются дополнительные залы по работе с плательщиками, призванные если не ликвидировать, то хотя бы уменьшить длину очередей. Но пока ситуация стабилизируется — налоги платить всё же надо. Все мы хотим ездить по хорошим дорогам, и, возможно, лучше подсуетиться сейчас, чем потом пенять на извечную российскую проблему.

кстати

Сергей Семуха напомнил, что неуплата в срок транспортного налога неизбежно приведёт к разбирательствам в суде. Причём в случае удовлетворения иска налоговой инспекции судебные издержки лягут на плечи налогоплательщика. Кроме того, ему придётся заплатить штраф, составляющий 20 процентов от суммы задолженности, и пеню за каждый день просрочки. Собрав большой объём доказательной базы, налоговики уже направили в суды материалы на 15 тысяч физических лиц (владельцев авто) для принудительного взыскания задолженности на сумму 25 миллионов рублей.


Другие материалы по теме: