Владимир Бекленищев: Завершается интеграция СГ «УРАЛСИБ» и СКПО

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечал директор екатеринбургского филиала Страховой группы «УРАЛСИБ» Владимир Бекленищев.

— Владимир Леонидович, расскажите об итогах работы екатеринбургского филиала Страховой группы «УРАЛСИБ».

— За 2005 г. страховая группа собрала 130 миллионов рублей взносов. Мы заняли 1,7% регионального рынка страховых услуг, а если не учитывать кэптивные компании и псевдостраховщиков, то мы занимаем заметное место на региональном рынке. В настоящее время у нас работает 15 агентств на территории Свердловской области. На следующий год мы планируем собрать около 200 миллионов рублей и занять более 2% регионального рынка страховых услуг.

Самое главное, что хотелось бы отметить — это то, что происходит интеграция филиалов страховой группы «УРАЛСИБ» и Страховой компании правоохранительных органов (СКПО). Этот процесс идет в рамках интеграции страхового бизнеса Финансовой корпорации «УРАЛСИБ». В 2005 году была завершена интеграция банковского бизнеса корпорации, был создан объединенный БАНК УРАЛСИБ. Сейчас происходит интеграция страхового бизнеса. В Екатеринбурге действуют филиалы двух страховых компаний ФК «УРАЛСИБ» — Страховой группы «УРАЛСИБ» и СКПО. С 1 января я, оставаясь директором екатеринбургского филиала, назначен директором филиала СКПО. Интеграция филиалов происходит постепенно, в целом мы оцениваем процесс положительно.

— Каким образом происходит объединение двух страховых компаний?

— Это не вполне объединение, здесь правильнее говорить об интеграции. По-прежнему существуют два юридических лица, вся ответственность, которая была и у СКПО, и Страховой группы «УРАЛСИБ», остается. Оба филиала продолжают заключать договоры. Но при этом наши специалисты начинают работать и с той, и с другой компанией, у нас создан общий отдел урегулирования убытков, фактически, мы начинаем оптимизировать расходы. Это дает возможность привлечь самых профессиональных специалистов, которые присутствуют на Свердловском рынке страхования. У нас начинает работать объединенная бухгалтерия, интегрируются агентства по городам. Сейчас мы уже объединили агентства в Ревде, Первоуральске, Нижнем Тагиле. Эти отделения страхуют как от имени СКПО, так и от Страховой группы «УРАЛСИБ».

— Почему была выбрана именно такая схема объединения?

— Потому что примеров интеграции двух страховых компаний в стране еще не было. Было поглощение, присоединение, но в такой форме объединение еще не проходило. Пока мы находимся на первом этапе этого процесса, возможно в дальнейшем объединение будет происходить по-другому. С другой стороны, у СКПО есть свой имидж, есть свой слой клиентов. Компания изначально была ориентирована на правоохранительные органы, поэтому все, что есть у нее хорошего, нельзя просто так отбрасывать.

— Вы упомянули о псевдостраховщиках. Кто это и чем они занимаются?

— Псевдострахование — это схемы, с помощью которых, пользуясь брешами в законодательстве, выплачивают заработную плату, проводя ее по договорам страхования. Сейчас их становится все меньше и меньше, на их деятельность начинают обращать внимание и страховой надзор, и налоговый органы.

— Как сейчас складывается ситуация на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности?

— Начнем с того, что, по моему мнению, прибыль в страховой компании может быть получена только за счет инвестирования страховых резервов. Вся нетто-ставка должна пойти на создание резервов и на урегулирование страховых случаев. А «автогражданка» позволяет иметь достаточный оборот средств, достаточные отчисления на ведение дела. Это дает возможность принимать на работу агентов, позволяет этих агентов учить, и параллельно с «автогражданкой» они начинают заниматься и другими видами страхования. ОСАГО — база, на которой развивается дальнейшее страхование.

В ситуации с ОСАГО все развивается так, как и должно. Но здесь важен один момент. Все страховщики надеются, что, по истечении 3-х лет действия «автогражданки» на территории РФ, Госдума и правительство изменят все-таки региональные коэффициенты.

Сегодня те коэффициенты, которые установлены в Москве и в Уральском регионе, резко отличаются друг от друга. Почему-то считается, что затраты на ремонт в Свердловской, Тюменской области или ХМАО в несколько раз меньше, чем в Москве, а на самом деле все как раз наоборот. В Москве сегодня отремонтировать машину дешевле, чем у нас. А Госдума и правительство оценивают «автогражданку» по Москве и говорят, что она является прибыльным бизнесом, и страховщики неплохо зарабатывают. Но в рамках, например, УрФО дела обстоят совершенно не так. Это не только мое мнение, это мнение и инспекции страхового надзора и Российского союза автостраховщиков.

Когда принимался закон, то буквально через месяц начались дискуссии о тарифах. Было принято решение собрать некую статистику, которая может быть создана только в результате конкретной деятельности. И было решено работать по данным тарифам 3 года, а затем вернуться к обсуждению этого вопроса, проанализировать данные и, если потребуется, внести изменения в закон.

У нас создана общественная организация — Российский союз автостраховщиков, который имеет особый статус, чему может служить подтверждением тот факт, что обязательным условием для выдачи лицензий является участие в этом союзе. РСА сегодня занимается урегулированием убытков по тем компаниям, у которых отозвана лицензия. И именно он является представителем страховщиков в органах власти.

— Какие существуют тенденции на рынке страхования в России, в регионе?

— Я считаю, что происходит достаточно динамичное развитие этого рынка. Если мы посмотрим сборы страховой премии по Свердловской области по итогам прошлого года, то увидим рост рынка примерно на 18%.

— Происходит ли укрупнение основных страховых компаний в России, в регионе?

Происходит и укрупнение, и ликвидация небольших компаний. Лидеры регионального рынка подходят к 10-процентному рубежу. Свердловская область всегда отличалась тем, что здесь было несколько компаний, которые занимали 5-8% рынка, в то время как у соседей были страховщики с долей рынка 18-20%. У нас сейчас наиболее крупные игроки подходят к этой границе.

— Как развивается сотрудничество компаний, входящих в Финансовую корпорацию «УРАЛСИБ»?

— Я считаю, что у нас в этом направлении есть очень хорошие примеры совместной работы с банком «УРАЛСИБ». 18% портфеля страховой группы — это клиенты банка. Сегодня большинство залогов, которые проходят через банк, страхуется у нас. Кроме того, в рамках корпорации мы, что называется, «делимся бизнесом», приводим клиентов в банк, банк своим клиентам рекомендует нас. Сегодня мы достаточно активно начинаем работать с лизинговыми компаниями. Сотрудничество плодотворное, с учетом того, какие задачи ставятся и перед банком, и перед лизинговой компанией, и перед страховой группой. В дальнейшем мы, благодаря этому сотрудничеству, будем играть все большую роль на Свердловском рынке страхования.

— Расскажите о сетке предоставляемых услуг. Какие виды страхования пользуются наибольшим спросом?

— Самым динамично развивающимся направлением на сегодня является страхование ипотеки и все, что с ней связано, то есть страхование жизни, страхование строений, страхование титула. Большая часть договоров по страхованию ипотеки идет от Банка «УРАЛСИБ».

Самый популярный вид — это, конечно же, автострахование. Наверное, у 100% мужчин есть мечта купить машину, да и у большей части женщин тоже. Машины приобретаются дорогие, а дороги у нас плохие. Дорожно-транспортные происшествия происходят часто. Все новые автомобили, которые покупаются в кредит, в обязательном порядке страхуются — таковы требования банков. 60% в общем портфеле екатеринбургского филиала Страховой группы «УРАЛСИБ» — это АвтоКАСКО плюс ОСАГО. Такая ситуация у большинства страховых компаний, у некоторых — даже 90%. С другой стороны, это и самый рискованный вид страхования, то есть связанный с высокой вероятностью наступления страховых случаев.

Достаточно большой сегмент портфеля составляют договоры страхования имущества, причем имущества юридических лиц. Страхуются заводы — станки, оборудование. Это интересный с точки зрения профессионального страховщика вид страхования. Например, когда страхуется установка непрерывной разливки стали, которая стоит огромных денег. Здесь требуются и специальные знания, и профессиональные. Мы этим занимаемся давно и очень серьезно.

Также в последнее время много страхуем грузы. На железнодорожном транспорте сейчас монополизм в страховании, поэтому мы страхуем автомобильные грузоперевозки, не только по России, но и в Европе.

— Как сейчас в Страховой группе «УРАЛСИБ» развивается медицинское страхование?

— У нас оно пока составляет около 12% от совокупного портфеля, хотя я считаю, что эта доля будет возрастать. Именно с развитием добровольного медицинского страхования я связываю перспективы развития филиала. У нас есть масса положительных примеров, когда мы благодаря добровольному медицинскому страхованию делали людям операции и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге. У нас есть очень хорошая программа женского здоровья, в рамках которой мы из области, из деревень привозим женщин в Екатеринбург, и они в течение одного дня проходят обследование в одной из клиник города. Все очень быстро, недорого, и такую помощь они у себя получить не могут. Также надо отметить, что сегодня, в ситуации дефицита квалифицированных кадров работодатели в качестве дополнительного стимула все больше и больше предлагают своим сотрудникам социальный пакет, обязательным элементом которого является страхование жизни и здоровья.


Другие материалы по теме: