«Вечерний Екатеринбург», Евгений Борисов пишет: «Время на размышления продлили. Сегодня 80 процентов собственников жилья уже знают ответ на вопрос «Как будем домом управлять?»

30 марта 2006 (10:54)

В одном из мартовских номеров «Вечёрки» мы уже начали разговор о проблемах, с которыми могут столкнуться жильцы при переводе жилого фонда в ведение управляющих компаний. В тот раз своими опасениями и советами, как разрешить спорные моменты во взаимоотношениях между жилищными компаниями и гражданами, с журналистами делились энергетики, коммунальщики, представители областной власти и администрации Екатеринбурга.

Свет и тени реформы

По их мнению, основная проблема в том, что большинство собственников жилья в многоквартирных домах сегодня психологически не готовы взять на себя ответственность за свои дома. Они по привычке ждут, когда за них решит этот вопрос государство. Был дан также примерный анализ достоинств и недостатков трёх главных способов управления жильём: самоуправления, ТСЖ и через управляющую компанию.

По мнению начальника отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ министерства строительства и ЖКХ Свердловской области Георгия Резвова, управление через ТСЖ является наиболее перспективной формой, в то время как самоуправление подходит скорее для небольших домов на 2—4 квартиры. Однако в Екатеринбурге 80 процентов собраний собственников проголосовали за управляющие компании - к которым, впрочем, у представителей разных административных и хозяйственных структур отношение далеко не всегда однозначное. С одной стороны, если такая компания создаётся на базе реорганизованного предприятия ЖКХ, она получает «в наследство» и опыт, и технологии, и немалые активы, что позволит ей содержать дома в должном состоянии. С другой стороны, если компания является новичком на рынке коммунальных услуг, она рискует очень быстро обанкротиться, при этом не неся за взваленное на свои плечи хозяйство никакой юридической ответственности. Таким образом, энергетические компании, продав жильцам дома оговорённый объём электроэнергии, рискуют не получить от жилищной компании, ставшей посредником между потребителями и производителями, ни копейки, что неизбежно приведёт в лучшем случае к повышению электротарифов, а в худшем — к отключению домов-должников. Чтобы не допустить на рынок управления жильём недобросовестные компании и компании-однодневки, муниципалитеты, по мнению Георгия Резвова, должны установить для управляющих компаний единые правила игры, и главное из этих правил должно заключаться в простом принципе: хочешь прийти на рынок ЖКХ — заявись сначала в орган местного самоуправления.

Пусть компания решает...

Вчера на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Урал» заместитель главы Екатеринбурга Константин Крынин ещё раз уточнил точку зрения муниципалитета на перспективы реформы управления жилым фондом. Он ещё раз подтвердил, что подавляющее большинство жителей Среднего Урала готово доверить судьбу своих жилищ в руки управляющих компаний. В муниципалитетах области прошло 10 тысяч 218 собраний собственников жилья в многоквартирных домах, по итогам которых 7 116 домов проголосовали за управляющую организацию, 249 —за самоуправление и 188 — за управление товариществом собственников жилья. По прогнозам администрации Екатеринбурга, до конца года 80 процентов жилого фонда столицы Урала перейдёт под новые формы управления, а 95 процентов квартир — приватизировано. Таким образом, лишь за 5 процентов домов, оставшихся в муниципальной собственности, будет нести ответственность местная власть.

- На ремонт жилья, остающегося в муниципальной собственности, будут выделяться средства из бюджета, но мы понимаем, что этих средств недостаточно, — заметил Константин Крынин. — В то же время неправильно будет возлагать бремя ремонта ветхого жилья только на жильцов — поэтому мы планируем обратиться в федеральные органы власти с просьбой доработать эти вопросы до конца. Ветхое жильё, скорее всего, до конца года будет выставлено на городской конкурс, и та управляющая компания, которая этот конкурс выиграет, возьмёт эти дома в эксплуатацию. Если жильцы дома до 1 января 2007 года не выберут себе форму управления, то администрация города начнёт проводить тендеры — правда, не сразу, а после 1 июля, если к тому времени не изменится действующее законодательство. В любом случае на произвол судьбы такое жильё никто не бросит.

Некоторый «стратегический резерв» сильных управляющих компаний в Екатеринбурге уже имеется: 10 жилищных организаций преобразованы из МУП, две пришли на рынок как изначально частные компании, и ещё две подобных структуры являются некоммерческими фондами, имеющими довольно мощную материальную базу. Таким образом, запланированная до конца года ликвидация и реорганизация МУП, будем надеяться, не оставит жилищный фонд в подвешенном состоянии; при этом имущество обслуживающих организаций коммунальной сферы будет либо передано в городскую казну, либо сдано в аренду «новорождённой» управляющей компании. К тому же жильцы имеют право по истечении указанного в договоре срока отказаться от услуг управляющей компании, если она будет работать некачественно или недобросовестно, либо разобраться с ней в судебном порядке.

комментарий

Почувствуй себя хозяином

Заместитель главы Екатеринбурга Константин Крынин:

— От проводимой сегодня реформы управления жилым фондом мы ожидаем двойного эффекта: во-первых, получив в свои руки большую меру ответственности за состояние дома, жильцы воспитают в себе чувство собственника; во-вторых, переход ответственности за земельные участки в ведение управляющих компаний и ТСЖ сможет решить проблему несанкционированных автопарковок.


Другие материалы по теме: