«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «И все свободные земли — муниципалитетам»

12 апреля 2006 (10:58)

Спорам о городских, поселенческих etc наделах приходит конец. Совет Федерации одобрил изменения в блок законодательных актов, определяющих правила разграничения собственности на землю. Главное, на мой взгляд, даже не то, что теперь соблюдён принцип единства земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на нём (сколько было драк за «лакомые» куски!), — важнее сам факт окончательного признания прав муниципалитетов на управление землёй в границах муниципального образования.

В Екатеринбурге, как и любом другом крупном городе с большой историей, земельная проблема, пожалуй, одна из главных.

С одной стороны, Устав МО говорит, что все земли независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в его границах, априори числятся за Екатеринбургом, как его веками сложившаяся территория. Соответственно, принадлежат городскому сообществу, которое имеет право и обязано ими распоряжаться эффективно — посредством органов местного самоуправления.

Однако самоочевидно, что земля в черте одного из самых перспективных городов Евразии — объект куда более привлекательный, чем пустоши Гаринского района или земельный участок в черте поселка Пелым. Поэтому желающих пораспоряжаться землёй Екатеринбурга — хоть отбавляй. Кто-то начинает стройку вовсе без разрешительных документов. Кто-то получает землеотвод в обход городского сообщества, росчерком пера какого-нибудь областного чиновника. Суды, правда, всё больше становятся на букву закона, и мэрия выигрывает тяжбы, однако пока сказка сказывается, много воды утекает...

В итоге екатеринбуржцы, к примеру, однажды приехав загорать на любимое ими озеро Шарташ, рискуют упереться в глухой забор с собаками. А за этим забором даже издали не разглядеть леса, а только крыши роскошных вилл. На эту мысль наводит факт сдачи в аренду Шарташского лесопарка аж на полвека. И объявления, появившиеся в городах Тюменского Севера: «Предлагается под коттеджную застройку участок в черте города Екатеринбурга, на берегу живописного озера».

А мы вернёмся к законодательным переменам. Они затрагивают прежде всего Земельный кодекс и порядок госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и начнут действовать, планируется, с 1 июля с. г. По сути, теперь чётко определяется, что ни один кусочек территории муниципалитета не может быть использован кем бы то ни было без согласия органов власти местного самоуправления. Да, появляются в городе как бы три категории земель: участки, которые заняты строениями и сооружениями, находящимися в собственности Федерации; земля под объектами недвижимости в собственности региона; муниципальные земли. Замечу при этом, что муниципальная власть не остаётся в стороне от земель, попавших в государственный реестр: госструктуры будут уведомлять город о действиях на выделенных участках.

Но поистине революционный, на мой взгляд, шаг — в ином. Если федеральная и региональная собственность на землю фиксируется при наличии уже стоящего на данном участке на момент вступления закона в силу сооружения, то к муниципальным землям законодатель относит как те, что сейчас под недвижимостью, принадлежащей муниципалитету, так и все, что к июлю ни в один из перечней собственности не войдут. Другими словами, все свободные городские земли отдаются в исключительное ведение местного самоуправления! Подход логичный, и надо лишь за оставшиеся пару месяцев тщательно размежеваться, не уступив ни пяди городской земли.

Впрочем, время требует, чтобы формула земельных отношений строилась на регламентированном законом взаимодействии всех ветвей власти, ведь эти отношения затрагивают глобальные проблемы нации - тот же жилищный вопрос. Право местного самоуправления распоряжаться землёй на своей территории не может подвергаться опасности бюрократического передела. В Екатеринбурге работа основана на принципе согласия между органами власти и собственниками — потенциальными инвесторами и застройщиками; это подтвердили вчера и московские специалисты фондов «Градостроительные реформы» и «Институт экономики города», готовящих по заказу мэрии свод правил землепользования и застройки применительно к новым условиям.


Другие материалы по теме: