«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Управление при открытых шлюзах»

5 мая 2006 (10:54)

Сегодня руководство финансово-бюджетного управления Екатеринбурга привычно уже «выйдет в народ» и будет отвечать на вопросы жителей города, на сей раз — об исполнении бюджета муниципального образования за 2005 год; прямая линия проводится с 15 до 16 часов в медиа-холдинге «Уральский рабочий». Эта акция — один из завершающих этапов подготовки публичных слушаний по бюджету, которые состоятся 11 мая.

Нельзя не отметить, что Екатеринбург - пионер подобных мероприятий в России: общественные обсуждения Стратегического плана развития города, Генерального плана застройки, проектов Устава и бюджетов проводились у нас ещё до вступления в действие закона о местном самоуправлении и нового Устава муниципального образования «город Екатеринбург». В Уставе же появился специальный раздел, регламентирующий формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, и одна из статей его так и называется: «Публичные слушания».

Устав, как известно, принят в июне прошлого года, а в марте 2006 года городская Дума утвердила внесённое главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким положение о публичных слушаниях. На них в обязательном порядке должны выноситься основополагающие документы жизнедеятельности мегаполиса: Устав города и изменения в него; проект бюджета и отчёт об его исполнении; вопросы об изменении границ города, вопросы, связанные с градостроительной и земельной сферами. Могут быть вынесены на слушания и другие вопросы, если они затрагивают интересы значительной части горожан.

Процедура слушаний очень демократична. В назначенный день в зале, арендованном мэрией, собираются заинтересованные и обязанные там быть по службе лица, обсуждают заявленный вопрос, по итогам дискуссии проходит голосование. Его результаты направляются либо в Думу, либо главе города (зависит от того, в чьей компетенции находится решение слушаемого вопроса). Участвовать может любой горожанин, надо лишь вовремя подать заявку — за пять рабочих дней до мероприятия. И хотя резолюции, вынесенные в ходе слушаний, носят рекомендательный характер, отвернуться от них ни Думе, ни администрации муниципалитета нет никакого резона. Потому что публичные слушания — отличная форма контроля действий власти, её умения чутко реагировать на проблемы, волнующие жителей.

Но, с другой стороны, новая норма, набирающая практику, — это и стимул в развитии самого городского сообщества. Чего греха таить, забываем мы часто, что мы сами — и есть власть, и наши конституционные права на лучшую долю дополняются также обязанностями её обустраивать. Например, выступая в том же бюджетном процессе не в качестве сторонних наблюдателей, а как активные его участники. Возможность показать это есть уже сегодня.

На май назначены и ещё одни публичные слушания — по проекту решения городской Думы о внесении изменений в Устав Екатеринбурга для корректировки городской «конституции» с учётом изменившегося федерального законодательства. Речь, в частности, идёт о новых функциях местного самоуправления в части содержания и Развития музеев и молодёжной политики. Эти слушания пройдут 19 мая, заявки на участие принимаются.

Порядок правотворческой инициативы, принятый в Екатеринбурге, правила организации и проведения опросов горожан, регламент публичных слушаний — самые демократичные в стране. Это подтверждено экспертами научных институтов, занимающихся экономикой городов и проблемами местного самоуправления, их оценки звучали не раз. Вопрос переходит сегодня в совершенно иную плоскость, во многом непривычную для нашего менталитета: надо приучить себя свободно плавать в русле демократии. Согласитесь, екатеринбуржцам было бы неверно этого не уметь — при открытых-то шлюзах!


Другие материалы по теме: