«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Экономический регулятор или тормоз?»

16 июня 2006 (11:00)

В резкое противоречие с социально-экономической стратегией государства входит, как ни странным это может показаться на первый взгляд, отказ Региональной энергетической комиссии (РЭК) санкционировать увеличение стоимости проезда в муниципальных автобусах Екатеринбурга. Как известно, РЭК приняла аналогичное решение с июня только по метро. Хотя специалисты утверждают, что себестоимость перевозки одного пассажира в городском автобусе уже превышает 12 рублей, и если цены не поднять с нынешних 7 рублей хотя бы до 9, на модернизации автопарка можно ставить крест.

Качество муниципального автопарка будет ухудшаться, его мощности падать. Да, билетик будет стоить 7 рублей, но рядовому горожанину от этого будет не легче, поскольку всё чаще ему придётся пользоваться «маршрутками», где тарифы не регулирует никакой РЭК. Увы, слишком часто там вообще ничего не регулируют, из-за чего коммерческие микроавтобусы становятся причиной аварий. Не говоря уж о том, что мириады «газелей» намертво забивают собой транспортные артерии города.

Есть и второе расхождение в позиции региональных чиновников и федеральных властей. В опубликованных на днях Правительством прогнозных параметрах социально-экономического развития РФ на ближайшее трёхлетие указывается наряду с ростом заработной платы (почти на 40%) и на увеличение объёмов социальных трансфертов государства — почти в 2 раза. Попросту говоря: тот, кто зарабатывает, будет зарабатывать всё больше, кто не может — будет получать всё большую поддержку общества. Применительно к нашему случаю с ценами на билеты в автобусах это означает: тот, кто зарабатывает, легко сможет и оплатить проезд по безубыточным для автоперевозчиков тарифам; а за граждан, кто относится к незащищённым категориям, транспортники получат от государства субсидии.

В Свердловской области картина прямо противоположная. Той части пассажиров, которой по силам оплатить затраты на содержание транспорта и его развитие, делать это не дают. Хотя значительная часть горожан прямо заявляет: мы готовы платить, лишь бы ездить быстро и в комфорте. И голосует за скорость и комфорт рублём, предпочитая «маршрутку». Екатеринбург сегодня единственный российский «миллионник», где проезд стоит дешевле червонца.

Конечно, никому не хочется платить больше. На этом и играет РЭК, изображая «доброго дядюшку», защищающего интересы граждан: мол, возите как хотите, а тарифы не трогайте!

Да, есть граждане, которых стоит защитить. В последние годы значительная их часть, как у нас изящно говорят, «выпала» из категорий льготников. Те же пенсионеры по старости, которые много лет пользовались правом бесплатного проезда в городском транспорте. Механизм предоставления и финансирования таких льгот на уровне региона до сих пор не определён, спустя уже полтора года после монетизации. Где-то людей бросили на произвол судьбы, в Екатеринбурге удар на себя приняли муниципальные власти. Тут ведь вопрос не только в том, что это огромные расходы. Раз дотирование перевозки льготников не входит в функции местного самоуправления, муниципалитет за его доброту в любой момент могут обвинить в нецелевом расходовании бюджетных средств. Но это решение ежеквартально продлевается Гордумой, на этой неделе мэрия и депутаты решили продлить нынешний порядок вплоть до 1 января 2007 года.

А РЭК отказывается признавать расчёты, где в себестоимость работы транспорта включается бесплатная перевозка пенсионеров. «Что вы о стариках заботитесь, отмените льготы — будут деньги на автопарк», -такие вот циничные речи раздаются. Такая вот странная забота о людях.

В который уж раз складывается подобная ситуация, когда РЭК фактически блокирует развитие коммунальных и транспортных сетей Екатеринбурга. И закрадывается подозрение: может, в этом и цель — затормозить развитие города, сделать жизнь горожан хуже?

Нет, это не вредительство. Обычная политика.


Другие материалы по теме: