«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «РЭК вполне могут подвергнуть проверке»

21 июня 2006 (10:56)

Решение Региональной энергетической комиссии (РЭК), отказавшей транспортникам и мэрии Екатеринбурга в обоснованной ими просьбе о хотя бы незначительном повышении тарифов на проезд в муниципальных автобусах, вполне может подвести РЭК под проверки органов прокуратуры и Роспотребнадзора.

Вероятность этого не исключена, ибо данный отказ могут в органах истолковать как лоббирование государственной структурой интересов частных компаний (тех же владельцев маршрутных такси) — с одной стороны; а также как действие, так или иначе способствующее ухудшению экологической обстановки, — с другой. Такие есть подозрения.

Конечно, трудно поверить, что председатель РЭК г-н Подкопай Н. А. и его сотоварищи по комиссии каким-либо неофициальным, а тем более официальным образом подрядились содействовать процветанию мириад «ГАЗелей», заполонивших Екатеринбург. Но факты — штука упрямая. Со странным упорством сдерживаемые РЭК низкие цены на проезд в муниципальных автобусах убивают общественный транспорт. А чем хуже он работает, тем чаще и охотнее горожане ездят в «ГАЗелях», соглашаясь заплатить за проезд чуть ли не вдвое больше.

Микроавтобусы составляют ощутимую часть транспортного потока в центре города, то есть на них лежит значимая часть вины за всё более чудовищные пробки (легко убедиться, что большие автобусы с таким же количеством пассажиров гораздо меньше загромождают улицы). Автомобильное стадо чадит и коптит. Причём не ремонтируемые годами муниципальные автобусы коптят всё страшней. Так что экология города изничтожается как бы с двух сторон.

Опять же ни для кого не секрет, что риск попасть в ДТП гораздо выше, если вы сели в «ГАЗель». Мелкому перевозчику гораздо труднее наладить контроль транспорта, и особенно водителей. Можно сколько угодно заклинать государство, что пора убрать с улиц опасные микроавтобусы и их водителей-камикадзе. Но самый-то простой путь — вот он: горожане сами не будут искушать свою судьбу, если к их услугам будет хорошо работающий муниципальный перевозчик.

Может случиться, что уральскую столицу постигнет участь некоторых глубинных городов России, где в таком же порядке благодаря неумелому (а в некоторых случаях, как выясняли впоследствии прокуроры, — сугубо «заинтересованному») хозяйствованию порушили не только общественный транспорт, но и сферы ЖКХ, энергетики...

Оно, конечно, понятно — семь рублей дешевле, лучше, чем девять. Но пусть г-н Подкопай потрудится объяснить, почему в куда меньших, чем Екатеринбург, Архангельске, Вологде, Рыбинске, Тольятти, Череповце билет стоит 8 рублей, в Нерюнгри — 9, в Хабаровске — 10. Почему везде живут по законам экономической логики, и лишь в Екатеринбурге мэрия и транспортники должны творить чудеса.

Индикатор экономической ситуации — те же тарифы у коммерческих перевозчиков. Конечно, они предлагают пассажиру больший комфорт и удобства. Но по всей стране они могут взять с пассажира лишь на 2—5 рублей больше, чем тот платит в городском автобусе. У нас же разница чуть не вдвое. И дело не только в том, что пассажир согласен столько платить. При меньшей цене перевозчику просто не свести концы с концами. Любого «регулятора» хозяева транспортных фирм готовы пригласить на денёк: пусть сам закупает топливо, запчасти, платит зарплату водителям...

Возможно, в этом и причина странного поведения чиновников. Из их уютных кабинетов так удобно поучать, как надо вести дело, руководствуясь невесть откуда взятыми нормативами. Невдомек им, что автобус надо чинить не по пробегу или раз в три года, а когда он ломается. И что съедает этот автобус солярки почему-то гораздо больше, чем ему велено чиновниками.

Тут депутаты Госдумы в метро недавно спускались, на экскурсию. И очень многое поняли. Может, г-ну Подкопаю тоже стоит сходить на экскурсию в автопредприятие? Чисто поговорить с мастерами и водителями. Глядишь, истины какие-то откроются...

Всё приятнее, чем с прокуратурой общаться.


Другие материалы по теме: