«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Действовать строго по уставу»

20 июня 2006 (10:58)

Мы уже сообщали, что законопроект о праве региональных структур отбирать у муниципалитетов значительную часть важнейших полномочий, был отложен в Госдуме «для дополнительного изучения»; мы предположили, что за этой дипломатичной формулировкой кроется намерение вовсе снять новацию с повестки дня — как противоречащую Конституции (см. «BE» за 16 мая с.г. — «Региональное обучение»).

Похоже, события развиваются даже с большей, чем мы могли себе представить, скоростью.

Москва, видимо, серьёзно обеспокоенная настроениями ряда партийных вожаков и лидеров в регионах, решила срочно поставить точку в вопросах, касающихся статуса местного самоуправления (МСУ). Так, председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков, мнение которого обычно настолько выверено, что до мелочей совпадает с мнением Кремля, посчитал необходимым высказаться по поводу якобы возможной отмены выборов мэров городов. В интервью газете «Московские новости» за 16 июня эта позиция изложена им предельно ясно: «Конституция и международные обязательства России позволяют применять как прямые выборы мэров, так и косвенные, когда руководящее лицо избирается из числа депутатов. Но это должно регламентироваться уставами местного самоуправления, а не из центра».

Думается, это замечание, сделанное явно неслучайно на фоне последних заявлений главы государства, что ни под каким политическим соусом нельзя переписывать Конституцию и что любые шаги власть должна проверять мнением людей, поспособствует отрезвлению горячих региональных голов. Да и некоторых федеральных голов тоже.

Очередные атаки на местное самоуправление пришлось отбивать Общественной палате РФ, где подчеркнули, что под видом пересмотра межбюджетных отношений в регионах пытаются урезать фактические полномочия МСУ. Подтвердила это и Счётная палата РФ: оказывается, только 2% муниципальных образований в России являются доходными, и на местах недостаёт порядка 300 млрд. рублей для исполнения функций местного самоуправления. Деньги эти, как легко догадаться, осели в региональных центрах, и самостоятельное (на бумаге) местное самоуправление должно унижаться, вымаливая принадлежащее ему по праву.

Президент Конгресса муниципальных образований (КМО) России Степан Киричук озабочен в этой ситуации судьбой приоритетных национальных проектов — о чём он сообщил в «Парламентской газете». Мнения муниципалитетов подчас не учитываются, хотя именно органы местной власти точнее и раньше других знают ситуацию на конкретной территории. Межбюджетный процесс не налажен. Если между федеральным и региональным уровнем взаимодействие худо-бедно осуществляется через соглашения, то на уровне субъект РФ — муниципальное образование этого нет.

«Глухота» регионалов к голосу «муниципалов» — следствие общего неуважения к этому уровню власти. И к народу, если разобраться, тоже. Ах, как часто доводится слышать брюзжание, что серенький наш и убогий избиратель всё каких-то «не тех» мэров избирает, которые и на руку не чисты, и в деле ничего не смыслят. Хотя вся провинность глав городов и районов в том лишь состоит, что они слишком часто «заземляют» фантазии и прожекты «наполеонов областного масштаба», видеть подчас не желающих, что творится за окнами их уютных кабинетов.

Отсюда и навязчивое желание сделать местное самоуправление послушно-марионеточным. Тогда воцарится тишь да гладь, да сплошной «одобрям-с». Одна проблема: о реализации национальных проектов, как и удвоении ВВП тогда пришлось бы забыть, поскольку живая связь власти с реальностью будет утрачена напрочь, как и механизм адаптации общих решений к конкретной ситуации в каждом районе и городе.


Другие материалы по теме: