Снятие ограничений по трансграничных финансовым операциям может привести к повышению инвестиционной привлекательности России

4 июля 2006 (16:05)

Банк России с 1 июля снял последние ограничения на движение капитала через границу РФ, отменив требования о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций. Об этом сообщает Департамент внешних и общественных связей Банка России.

Напомним, что в начале мая, Банк России отменил обязательную продажу экспортерами части валютной выручки. Кроме того, правительство в четверг одобрило поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые после одобрения палатами Федерального Собрания, фактически отменят остающиеся ограничения в отношении валютных операций.

«Снятие ограничений на движение капитала через границу РФ, отмена требований о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении валютных операций — все эти меры в какой-то мере приведут к повышению инвестиционной привлекательности России. В целом можно сказать, что данное явление — это естественное свободное движение капитала. А вот в вопросе направления движения капитала важны аспекты уравновешенности и равноценности движения, которые зависят от политики руководства страны. То есть важно сохранить относительный баланс количества ввозимой и вывозимой валюты», — сообщил УрБК председатель исполнительного комитета МА «Большой Урал» Сергей Воздвиженский, комментируя снятие ограничений на движение капитала через границу РФ.

«По моему мнению, снятие ограничений практически не скажется на курсе доллара к рублю. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение некоторого времени, с момента обозначенных изменений в валютном законодательстве, не наблюдается каких-либо резких изменений в валютных курсах. Следует отметить, что это — достаточно положительная тенденция в валютной политике государства, способствующая созданию единого экономического пространства», — считает С. Воздвиженский.

«На сегодняшний день, говорить о том, что данные меры могут обеспечить полную конвертируемость рубля, я считаю, невозможно. Для полной конвертируемости необходим ряд условий, например таких, как осуществление нефтяных расчетов в рублях. Не привело снятие валютных ограничений и к тому, что рубль, в настоящее время, является привлекательным для других стран в качестве резервной валюты. Однако, я не исключаю, что при дальнейшем введении подобных мер российская валюта может занять такой статус — это довольно реальная перспектива», — заключил С. Воздвиженский.

«Одним из элементов инвестиционной привлекательности является возможность для инвестора не только вложить средства в экономику страны, но и возможность быстро отозвать эти средства. Поэтому снятие ограничений по движению капитала, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность России», — заявил УрБК директор УФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин, комментируя снятие оставшихся валютных ограничений с 1 июля.

«С точки зрения кредитного рейтинга страны снятие валютных ограничений — явление положительное, но мы связываем возможное скорое повышение странового рейтинга с тем, что Россия погасила долг Парижскому клубу. Сейчас РФ с точки зрения обязательств перед кредиторами одна из самых «чистых» стран и рейтинговые агентства просто обязаны повысить ее рейтинг», — отметил К. Селянин.

«В результате снятия ограничений доллар обязательно должен упасть. И здесь все будет зависеть от действий ЦБ, насколько решительно он будет удерживать доллар от падения.

У России по-прежнему остается большой профицит торгового баланса. Это означает, что в Россию приходит больше долларов, чем уходит, что создает очень серьезное давление, поскольку вся валюта, приходящая в страну, должна быть продана Центробанку. Многие экономисты согласны с тем, что курс доллара по отношению к рублю у нас завышен, и если бы ЦБ его не поддерживал, то доллар упал бы на уровень 20-22 рубля за доллар. ЦБ сохраняет это положение для того, чтобы поддерживать инфляцию на прежнем уровне и обеспечивать комфортные условия для российских экспортеров. Как бы то ни было, к концу 2007 г. доллар обязательно снизится до уровня 25-26 рублей за доллар», — заметил К. Селянин.

«Если свободную конвертируемость рубля понимать с точки зрения формальных признаков, то данные меры смогут ее обеспечить. То есть, сейчас в России нет никаких ограничений по операциям с валютой. Но дело в том, что конвертируемость можно понимать с экономической точки зрения и здесь нормативные акты ничем помочь не могут. Иностранные контрагенты должны «захотеть» рассчитываться рублями, а для этого должно пройти очень много времени. В ближайшей перспективе расчеты в рублях будут осуществляться со странами СНГ. Может быть, в условиях снижения доллара зарубежные импортеры перейдут на рубль. Поэтому достижение реальной конвертируемости рубля потребует довольно долгого времени, но важный шаг на этом пути сделан», — заключил К. Селянин.

«В настоящее время, если оценивать влияние снятия валютных ограничений на инвестиционную привлекательность России, то ответ будет положительным — да, повысит. Но я бы не стал переоценивать влияние последних, во многом формальных и ожидаемых действий правительства. Инвестиционная привлекательность — системный показатель, в котором наличие или отсутствие валютных ограничений играет не очевидно решающую роль (пример — Китай). То же самое относится и к различного рода рейтингам — как формальным показателям привлекательности и надежности страны», — сообщил директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер, комментируя взаимозависимость снятия валютных ограничений и повышения инвестиционной привлекательность России.

«Я считаю, главное — надо понимать, что снятие ограничений, движение к конвертируемости национальной валюты — это не благо в чистом виде. В определенной мере это можно сравнить с рычагом, плечо которого будет работать на нас при наличии позитивных условий и напротив, может увеличить масштаб негативных последствий при их ухудшении», — отметил А. Мецгер.

«В сложившихся макроэкономических условиях валютная либерализация не окажет серьезного влияния на курс национальной валюты. На самом деле ее проведение лишь создает предпосылки для того, чтобы в течение ближайших 3-5 лет рубль начал завоевывать позиции на международных финансовых рынках», — сообщил УрБК заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, комментируя снятие валютных ограничений на движение капитала через границу России.

«На сегодняшний день основные факторы, определяющие курс рубля, формируются внутри страны и на международных товарных рынках. По этой причине курс валюты в краткосрочной перспективе не чувствителен к действиям, связанным с полным или частичным снятием валютных ограничений. Гораздо большее влияние на текущее значение курса может, например, оказать текущая политика Банка России и министерства финансов РФ по размещению в валютные инструменты средств стабилизационного фонда. Потребность конвертации рублевых средств в валюту создаст новый источник спроса на доллары, евро и британские фунты стерлинги», — считает А. Аксаков.

«Следует отметить, отмена валютных ограничений является первым (необходимым, но далеко не достаточным) шагом на пути к конвертируемости рубля. Думаю, что интерес к рублю как средству расчетов, средству накопления, финансовому инструменту возникнет не ранее, чем через 3-5 лет. Для этого еще очень много предстоит сделать: создать рублевый рынок российских традиционных сырьевых товаров, повысить надежность банковской системы, укрепить национальные финансы, диверсифицировать экономику», — полагает А. Аксаков.

«На сегодняшний день сложилась определенная система субъективно-объективных факторов, определяющих механизм формирования валютного курса рубль/доллар. Однако в этой системе роль валютных ограничений, их значимость, не столь существенна. Как следствие, вряд ли стоит ожидать сколь-нибудь значительных движений в ту или иную сторону», — сообщил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер, комментируя влияние снятия валютных ограничений на курс доллара к рублю.

«Если говорить о конвертируемости рубля в свете снятия валютных ограничений на движение капитала через границу РФ, то считаю необходимым напомнить, что полная конвертируемость рубля (или другой валюты) в значительной мере абстракция, связанная с целым рядом трудно формализуемых моментов и категорий, например, с такими, как доверие участников рынка. Соответственно, к полной конвертируемости можно только двигаться (если стоит такая задача). Разумеется, снятие формальных ограничений дает определенное продвижение в этом направлении», — полагает А. Мецгер.

«Что касается привлекательности рубля для других стран в качестве резервной валюты, то следует отметить следующее. Категория «резервная валюта» носит надстрановой характер и если перед рублем будет поставлена такая глобальная задача, то она отнюдь не будет решена такими техническими мероприятиями, как снятие валютных ограничений. Масштаб явлений совершенно несоизмерим. Другое дело, что уже сейчас некоторые страны готовы формировать (или даже формируют) часть своих золотовалютных резервов в активах, номинированных в рублях. В какой-то мере снятие ограничений положительно скажется на этом процессе», — отметил А. Мецгер.

«ЦБ РФ с 1 июля снял последние ограничения на движение капитала через границу России, отменив требования о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций. Отмена валютных ограничений, безусловно, позволит повысить инвестиционную привлекательность России. Для иностранных инвесторов, например, наличие резервирования при проведении трансграничных операций всегда являлось определенным барьером. По снижения размера такого резервирования его экономическое значение снижалось, однако, сам факт существования данного ограничения обычно оказывает на инвесторов негативное воздействие. Поэтому отмена резервирования и специальных счетов способна серьезно повысить интерес к России на международном финансовом рынке», — заявил УрБК заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, комментируя отмену валютных ограничений на движение капитала через границу РФ.

«В то же время, не существует прямой связи между отменой валютных ограничений и уровнем кредитного рейтинга страны. В мире существует ряд закрытых экономик с жесткими валютными ограничениями (Азия, Южная Америка), кредитные рейтинги которых выше российского. Более того, открытость финансового рынка при определенных (кризисных) обстоятельствах может даже оказать дестабилизирующее влияние на экономику в целом, что снизит кредитную надежность страны», — считает А. Аксаков.


Другие материалы по теме: