«Уральский рабочий», Юлия Санатина пишет: «Профицит сродни преферансу, или За что депутат назвал чиновников шулерами?»

5 июля 2006 (10:28)

Кошмар последних лет прошлого века нынче несколько подзабылся — как-то не хочется вспоминать о том, как выживали, когда по нескольку месяцев задерживали зарплаты и пенсии, ну а детские пособия и вообще не выплачивали годами.

Теперь пособия на детей платят вовремя, вот только их размер с тех самых пор ни разу не повышали, и если десять лет назад на 70 рублей хоть что-то можно было купить, то сейчас эта сумма кажется просто издевкой над матерями. Тем более что для ее получения нужно еще и регулярно предоставлять справки о том, что ваши доходы не превышают прожиточного минимума.

Чему же удивляется депутат областной Думы Александр Бухгамер, возмущаясь тем, что зачастую получатели детских пособий деньги эти моментально пропивают? По-моему, многие уважающие себя женщины, даже испытывая серьезные материальные трудности, не станут унижаться ради 70 рублей, доказывая, что они малоимущие. Проблему нищеты эта сумма никак не решит.

Поэтому депутаты Александр Бурков и Константин Карякин предложили пособия поднять в четыре раза. А для тех молодых мам, чьих мужей призвали в армию, — в 10 раз. Для области, доходы которой в последние годы растут сверхплановыми темпами, деньги это вполне посильные: профицит областного бюджета в этом году составит около 6 миллиардов рублей.

Однако, хотя предложение Буркова и Карякина на заседании думского комитета по социальной политике изначально было поддержано, затем под давлением депутатского большинства от него отказались: мол, и в два раза будет довольно.

Собственно, зачем тратить областные деньги, ведь серьезные бюджетные вливания, направленные на повышение рождаемости, планируются в Государственной Думе, — об этом заявил лидер фракции «Единая Россия» в областной Думе Анатолий Мальцев представителям общественности, собравшимся вчера, чтобы поддержать инициативу по четырехкратному повышению детских пособий.

И вообще, считают думские единороссы, детские пособия — не панацея. Главное для растущего организма - полноценное питание. Как раз на бесплатное питание учащихся начальной школы решено направить полмиллиарда «профицитных» денег. Беседуя с депутатами, позволила себе покачать головой: лично мой ребенок категорически не ест то, что дают в школьной столовой. «Значит, хорошо живет!» — парировал господин Бухгамер.

Опять вспомнилось, как в 1998 году вместо детских матерям пытались всучить то крупу с жучками, то китайские пуховики, расползающиеся по швам. Кто-то брал от безысходности. Но, может, лучше все-таки деньгами? И пусть родители сами решат, купить ребенку еды или сводить его в театр?

Вообще-то вопрос о повышении пособий на детей за десять лет поднимался в Думе не раз — безрезультатно. Прошлой осенью депутаты Бурков и Карякин все-таки добились увеличения государственного вспомоществования для многодетных матерей. За то, что вчера депутаты решили-таки и всем прочим пособие хотя бы удвоить, спасибо надо сказать В. Путину, обратившему внимание на демографическую проблему: депутатам пришлось доказывать верность курсу президента, а не областной исполнительной власти, как это обычно бывает.

При решении вопроса о жилищных субсидиях это оказалось необязательным, поэтому тут предложение Карякина и Буркова вновь не прошло. До настоящего времени претендовать на получение субсидий могли лишь те жители области, чьи расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают 22 процента совокупного семейного дохода. Планка эта довольно высока, и многие семьи, с трудом сводящие концы с концами, не попадают в число получателей субсидий.

По данным Александра Буркова, во многих субъектах Федерации максимально допустимая доля расходов на жилье установлена на уровне 15, а то и 10 процентов: в Белгородской, Липецкой, Московской областях, а в Кемеровской области планка опущена даже до 5 процентов — для категории малоимущих граждан. С подобными предложениями к депутатам областного Законодательного собрания обратились руководители местного самоуправления Артемовского, Кушвы и ряда других муниципальных образований Свердловской области. И даже заместитель министра строительства и ЖКХ области Б. Процык рекомендовал депутатам снизить планку до 15 процентов.

Собственно, для этого даже профицит не нужен, потому что из запланированных на год 639 миллионов рублей в первом квартале израсходовали на субсидии лишь 105 миллионов. Однако заместитель министра экономики и труда Николай Беспамятных долго и путано доказывал депутатам, что денег хватит только на то, чтобы снизить планочку до 18 процентов, и то только для малоимущих, называя уже другие цифры — не 105, а 165 миллионов. Как в итоге выяснилось, столько субсидий начислили не за три, а за четыре месяца, при этом возмущенный Бурков сравнил правительство области с карточными шулерами, достающими из рукава любую выгодную им карту.

— Зато на повышение зарплат чиновникам с 1 июля у них деньги нашлись! — вот в чем цинизм нашей власти, — горячился депутат.

Надо отметить, что в предыдущие годы за субсидиями обращалось значительно меньше граждан, чем прогнозировалось Минфином, однако ответить на вопрос депутата Б. Чойнзонова о том, сколько средств, запланированных на субсидии, было сэкономлено в прошлом году, Н. Беспамятных не сумел. А министр финансов Мария Серова, выступавшая затем с докладом об исполнении бюджета-2005, ответила — 536 миллионов.

Вообще, картина получается удивительная. При том, что тот же вопрос повышения детских пособий в ноябре прошлого года уперся в нехватку денег, на 1 января 2006 года кассовый остаток оказался 2,8 миллиарда, из которых почти половину разместили на депозитах, то есть просто-напросто положили пока в банк за ненадобностью. И это при том, что прошлогодний бюджет дважды корректировался в течение года. Рост доходов, конечно, радует, но это все же ненормально, когда план по доходам на год следующий принимается меньше, чем фактические доходы года предыдущего.

По мнению Б. Чойнзонова, было бы больше пользы, если бы вместо депозитов эти деньги были направлены на детские пособия, строительство дорог, метрополитена и другие реальные нужды области. Но беда в том, констатирует депутат, что, рассматривая бюджет-2006, мы увидим такую же картину.


Другие материалы по теме: