С принятием законопроекта по оплате коммунальных услуг и услугам связи через банки доля платежей от населения в общем объеме платежей банковской системы существенно не изменится

6 июля 2006 (10:00)

5 июля 2006 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и в статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»», так называемый законопроект «по коммунальным платежам и услугам связи».

Необходимость разработки и принятия закона, позволяющего коммерческим организациям, не являющимся кредитными, оказывать подобные услуги обусловлена минимальной обеспеченностью населения банковскими услугами, которая находится в прямой зависимости от плотности банковского присутствия в регионах. Особенно остро данный вопрос стоит для небольших регионов с ограниченным экономическим потенциалом.

Целью Законопроекта, разработанного с учетом современного зарубежного опыта и позиции банковского сообщества, явится повышение уровня доступности банковских услуг в Российской Федерации, прежде всего для физических лиц. Данный Законопроект нацелен на повышение эффективности работы кредитных организаций, его принятие послужит основой для развития и усиления конкуренции на региональных рынках банковских услуг, повышения уровня обслуживания населения, а равно позволит банкам значительно увеличить объем и спектр предоставляемых банковских услуг, существенно снизить стоимость банковских операций для своих клиентов.

Принятый во втором чтении Законопроект предусматривает возможность передачи коммерческим организациям на договорной основе части функций кредитных организаций: по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц (прием платежей от физических лиц через кассу привлекаемой коммерческой организации для их дальнейшего безналичного перечисления) Об этом сообщают в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ.

«Принятый законопроект во втором чтении — плод компромисса. «Компромиссный» законопроект предусматривает предоставление коммерческим организациям, не являющимся кредитными, право осуществлять прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при соблюдении определенных условий», — считает заместитель председателя банковского комитета Анатолий Аксаков.

«В общем объеме платежей банковской системы прием платежей от населения, конечно, занимает незначительную часть, но, если смотреть по конкретным банкам, то эта доля существенно меняется (скажем, от 0 до 50%, в зависимости от участия банка в этом бизнесе). Не думаю, что с принятием этих поправок она существенно сократится, так как эти поправки фактически закрепляют сложившуюся ситуацию — торговля и так принимает платежи за услуги сотовой связи. Не следует предполагать, что население станет платить в кассах магазинов за услуги ЖКХ (я не имею в виду платежи в точках ЕРЦ), как предполагают инициаторы закона. Полученный чек просто потерять, при этом риск не поступления денег клиента в организацию ЖКХ достаточно высок. Как потом клиенту доказывать, что он платил? Если же устанавливать в торговых точках специальные принтеры, которые печатают на квитанциях (как в банках или ЕРЦ) — это дорого и будет много занимать времени. Надо понимать, что это операция дорогая в смысле себестоимости», — рассказал УрБК заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин, комментируя новые поправки в законе о банках и банковской деятельности, регулирующих прием денежных платежей за услуги связи и ЖХК небанковскими организациями.

«Хочу отметить, что именно банковское сообщество боролось с исключением платежей за связь, жилье и коммунальные услуги из «банковских операций», так как это означает, что по комиссионным возникает необходимость уплаты НДС (в соответствии с НК РФ)», — отметил Е. Болотин.

«Если говорить о значении географической близости к клиенту конкретного отделения банка и о привычке клиента платить по своим счетам в ближайшем отделении, то думаю, что существенную роль, прежде всего, играет скорость платежа. Я, лично, все платежи за услуги ЖКХ провожу через банкоматы, при этом место нахождения этого банкомата роли не играет, где увижу первый попавшийся — туда и иду. Хотя, многие люди до сих пор уверены, что платежки за услуги ЖКХ можно оплатить только в конкретном почтовом отделении или отделении Сбербанка», — заметил Е. Болотин.

«Я бы не стал говорить о конкуренции на рынке приема платежей от населения. Скорее всего, на рынке Екатеринбурга и ряда крупных городов области у населения есть масса возможностей заплатить за услуги ЖКХ, как в банках, так и в точках ЕРЦ, в банкоматах, через интернет-счет, через терминалы самообслуживания и т.д. Меня просто удивляет консервативность людей, толпящихся в очередях в почтовых отделениях. Ладно бы там стояли пожилые люди, так ведь там стоят молодые, у которых наверняка есть банковские карты, а ведь платеж через банкомат занимает считанные минуты», — заключил Е. Болотин.

«В соответствии с новыми поправками, право принимать платежи у населения за услуги связи и ЖХК получают коммерческие небанковские организации. Я не уверена в целесообразности нововведения. ОАО «СКБ-Банк» несколько лет ведет работу по приему платежей от населения. Сейчас мы принимаем платежи в адрес более 50 организаций. Максимальная сумма комиссии составляет 2%. Причем берется она в единичных случаях по договорам, платежи по которым составляют очень небольшие суммы. В большинстве же случаев комиссия — всего 1%. Это очень небольшая ставка», — заявила начальник управления комиссионных продуктов ОАО «СКБ-Банк» Людмила Беляева, комментируя поправки в закон о банках и банковской деятельности, в части предоставления права принимать платежи у населения за услуги связи и ЖХК коммерческим небанковским организациям.

«Сейчас банки принимают платежи в адрес предприятий, которые оказывают услуги населению, но для которых сбор наличных средств не является основной деятельностью. Кредитные учреждения в данном случае снимают с них все проблемы по постройке кассовых помещений, содержанию кассиров, приобретению кассовой техники, расходам на инкассацию и т.п. По моему мнению, если и найдутся предприятия, желающие выступить в роли приемщика платежей, то их будет очень немного. Данный вид бизнеса требует высоких затрат. В случае же банков прием платежей — это дополнительный бизнес, который приносит небольшой доход и несет, прежде всего, социальный характер», — считает Л. Беляева.


Другие материалы по теме: