«Деловой квартал», Сергей Панин пишет: «Парфюмерию приравняли к алкоголю»

10 июля 2006 (11:00)

С 1 июля все предприятия, продающие оптом парфюмерную и косметическую продукцию с содержанием спирта свыше 1,5%, обязаны иметь лицензию на эту деятельность. Пока в Свердловской области ни одна организация не получила такой документ. Игроки рынка сходятся во мнении, что введение лицензирования неминуемо повлечет за собой повышение розничных цен.

Поправки в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» 1 июля вступили в силу. Согласно этим изменениям, компании — производители и дистрибьюторы парфюмерии, содержание спирта в которой превышает 1,5%, должны обзавестись лицензией. Стоимость разрешительного документа — 250 тыс. руб., однако со всеми сопутствующими расходами она возрастает до 350-400 тыс. руб. Также производители и оптовики должны подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (в нее заносятся все данные о движении спиртосодержащей продукции). Стоимость установки — около $6 тыс., кроме того, почти $1 тыс. потребуется ежемесячно тратить на обслуживание системы.

По данным экспертов Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии, сейчас в России примерно 3500 торговых предприятий специализируются на оптовой продаже спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (СПКП) и товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке. Подавляющее большинство (80-95%) этих компаний — малые организации. При годовом обороте СПКП от 5 до 80 млн руб. чистая прибыль оптовиков составляет от 120 до 600 тыс. руб. Как следствие, некоторые из них будут вынуждены прекратить свою деятельность.

В Уральской ассоциации предприятий индустрии красоты сообщили «ДК», что пока ни одна компания лицензию не получила. «Обращалось достаточно много бизнесменов, которые занимаются хранением и продажей парфюмерии. Как всегда, наши законодатели хотели одного, а получили другое. В этом законе слишком много неясностей. Например, непонятно, касается ли закон салонов красоты, использующих такую продукцию. Пока мы ждем комментариев от вышестоящих организаций», — поясняет Ия Альшевская, директор Уральской ассоциации предприятий индустрии красоты. По мнению Дмитрия Орлова, директора компании «Эль», основная проблема заключается в том, что слишком многое в законе прописано нечетко: «Например, указывается, что лицензия выдается сроком до пяти лет. Соответственно этот срок может быть и меньше».

Поскольку необходимых документов на руках ни у кого нет, предприятия оптовой торговли обязаны с 1 июля прекратить продажу парфюмерии ритейлерам. «Мы приостановили торговлю спиртосодержащей продукцией. Пока не имеем лицензии, мы не сможем покупать и продавать. Наши поставщики также не имеют разрешительных документов и надеются получить их лишь к сентябрю. Соответственно до этого момента наши складские запасы не будут пополняться», — отмечает г-н Орлов.

Как сообщил «ДК» Виталий Гривков, директор ООО «Парфюм Селект», ему пришлось приостановить работу своей фирмы: «30 июня мы сделали последние отгрузки товара, а с 1 июля закрыли склад и сотрудников отправили в отпуск. В Москве и в других областях есть оптовые игроки, которые уже получили лицензии. Они способны закрыть эту нишу — в итоге возможны изменения на рынке. Часть мелких игроков вообще не потянут подобные расходы и уйдут». По оценкам г-на Гривкова, при сложившейся ситуации цены вырастут от 10 до 40%.

Эксперты убеждены: нововведения могут стимулировать нелегальную торговлю. «Вероятно, появится серый рынок, на котором будут сбывать контрафактную продукцию, — качество товаров снизится. Нередко можно слышать о том, что поддерживается малый и средний бизнес, а на деле получается иначе», — сетует Петр Вохомский, генеральный директор компании «Магнитив».

Вместе с тем введение поправок на рознице пока никак не отразилось, поскольку большая часть продавцов увеличила складские запасы. «Мы создали запас подобной продукции в зависимости от того, когда наши партнеры планируют получить лицензии. В ближайшее время повышать цены не планируется, но что будет через неделю, мы уверенно сказать не можем», — подчеркнула Юлия Дятлова, руководитель отдела закупок парфюмерного супермаркета «Золотое яблоко». Г-жа Дятлова отмечает, что в преддверии 1 июля спрос на туалетную воду немного увеличился.

В конце июня состоялось заседание рабочей группы комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, где участники рассмотрели поправку в законопроект о выводе из-под действия закона № 171-ФЗ деятельности по обороту косметической продукции, аэрозольной продукции и парфюмерии. В целом изменения одобрили, однако Государственная дума сможет их рассмотреть лишь в осеннюю сессию.


Другие материалы по теме: