«Коммерсантъ», Алексей Шаповалов пишет: «Герман Греф борется с призраками юридических лиц»

1 августа 2006 (10:00)

«Ъ» стали известны подробности программы борьбы с фирмами-однодневками, которую в прошлую пятницу анонсировал министр экономического развития и торговли Герман Греф. «Программа» оказалась весьма скромной. МЭРТ предлагает внести в законодательство поправки, ужесточающие ответственность руководства фирм при банкротстве, и предоставить регистратору право затягивать регистрацию предполагаемой однодневки до двадцати дней. Никаких серьезных карательных мер в отношении создателей однодневок в поправках МЭРТа обнаружить не удалось. Проблемой фирм-однодневок правительство и МЭРТ озаботились несколько лет назад. Только размер недополученных доходов бюджета из-за их деятельности оценивается Федеральной налоговой службой до 40% федеральных налоговых поступлений. Кроме того, не секрет, что фирмы-однодневки создаются в том числе и для отмывания преступных доходов, и при недружественных поглощениях компаний. В арбитражный суд Москвы только за первое полугодие 2006 года налоговики подали свыше 10 тыс. заявлений о признании банкротами отсутствующих должников – фирм-однодневок, имеющих задолженность перед бюджетом.

В пятницу, выступая в Ижевске, Герман Греф отметил, что режим регистрации компаний недавно либерализовали и ужесточать его в правительстве не намерены. Вместе с тем министр заявил, что в МЭРТе готовится «пакет мер» по борьбе с однодневками, который в ближайшее время поступит в правительство. «Планируется серьезно пересмотреть законодательство о юридических лицах и об их регистрации»,– сказал он.

Как пояснили «Ъ» в департаменте корпоративного управления МЭРТа, поправки будут вноситься «в законодательство о банкротстве, в части регулирования механизмов сбора имущества, отчужденного должником в преддверии наступления неплатежеспособности». Основным механизмом ликвидации фирм-должников в России является не банкротство, а перерегистрация на третье лицо, как правило подставное. После этого реальных должников обнаружить невозможно, а поиск нового «номинального» хозяина – занятие на годы. Для закрытия этого механизма МЭРТ предлагает детализировать обязанности членов органа управления и учредителей юридических лиц перед кредитором.

В частности, предполагается ввести: обязательную ликвидацию фирмы после прекращения деятельности; обязательство подписывать заявление о ликвидации, где будут содержаться все сведения о кредиторах; обязательство уведомлять кредиторов при ликвидации фирмы. В соответствии с поправками при банкротстве предусматривается ответственность руководства («и иных лиц, оказавших влияние на руководителя») фирмы-должника за неполноту и искажение документов бухучета и другой отчетности. Какую именно ответственность предусматривают поправки, в МЭРТе не уточнили, однако, по словам господина Грефа, «о введении уголовной ответственности речи пока не идет». Судя по всему, решено ограничиться некрупными штрафами.

Кроме того, как сообщили «Ъ» в МЭРТе, разрабатываются и «законопроекты, направленные на повышение эффективности контроля при учреждении юрлиц». В министерстве готовы предоставить регистратору полномочия приостанавливать регистрацию фирмы на 20 дней (сейчас не более пяти дней.– «Ъ») для самостоятельной проверки документов, например паспортных данных учредителей. Фирмы-однодневки обычно регистрируются на утерянные паспорта или паспорта бомжей. Существует и еще ряд поправок, которые касаются обязанности публиковать сведения о смене руководителя фирмы и т. д.

Сейчас все поправки в законодательство находятся на согласовании в других ведомствах. В МЭРТе надеются, что до конца года они вступят в силу. Впрочем, окажет ли это существенное влияние на ситуацию с «однодневками», покажет лишь практика: МЭРТу в этом процессе противостоят сотни юридических компаний, ежедневно изобретающих все новые способы ухода от налогов.

«Ъ» будет следить за развитием событий.

ФНС о фирмах-однодневках

В марте 2006 года, выступая в Госдуме, руководитель ФНС Анатолий Сердюков заявил: «Ежедневно сейчас регистрируется 2 тыс. юрлиц. По нашим данным, порядка 50% из них – для участия в схемах уклонения от налогов». Только в Москве зарегистрировано около 600 тыс. организаций, которые не отчитываются перед налоговыми органами или представляют нулевую отчетность. Тогда господин Сердюков предложил увеличить минимальный размер уставного капитала регистрирующихся компаний до стандартов, которые существуют в Европе: для ООО – до ?25 тыс., для ОАО – до ?100 тыс. Впрочем, эту инициативу в МЭРТе не поддержали.


Другие материалы по теме: