«Коммерсантъ», Вера Степанова пишет: «Магнитку манит «Стан-5000»

14 сентября 2006 (10:58)

Магнитогорский металлургический комбинат рассматривает возможность строительства прокатного «Стана-5000». В случае реализации проекта ММК может стать вторым в России производителем толстолистового проката для производства труб большого диаметра (ТБД). Правда, аналитики отмечают, что в случае специализации будущего стана на выпуске сырья для ТБД, магнитогорские металлурги могут просто не окупить свои инвестиции. Гораздо перспективнее для них может оказаться производство проката для судостроения, рост производства в котором в денежном выражении прогнозируется на уровне 15% в год.

Как сообщил на пресс-конференции в Минске директор по сбыту ММК Борис Дубровский, согласно разрабатываемому проекту с вводом в эксплуатацию «Стана-5000» комбинат сможет выпускать толстолистовой металлопрокат для производства металлопродукции большого диаметра. В частности, по его словам, она может быть востребована при производстве труб, автомобиле- и судостроении, а также при возведении мостов. По его словам, объем производства продукции на новом оборудовании составит 1,5 млн тонн. Окупаемость проекта — 5 лет. Срок реализации — около 3 лет. Господин Дубровский не уточнил общую стоимость проекта. Правда в пресс-службе ММК отметили, что проект строительства стана еще находится в стадии проработки, поэтому озвученные параметры не точные и могут еще неоднократно измениться.

Сегодня в России «Стан-5000» существует только на мощностях Листопрокатного цеха №3 (ЛПЦ-3), расположенного в Ленинградской области и принадлежащего группе «Северсталь». Пока его продукция (мощности завода составляют около 800 тыс. тонн) поставляется в основном на Выксунский металлургический завод (входит в ОМК) для производства труб большого диаметра (ТБД). В дальнейшем толстолистовой прокат с ЛПЦ-3 предполагается перенаправить на Ижорский трубный завод, построенный «Северсталью» здесь же для собственного производства ТБД.

Отметим, что первоначально построить «Стан-5000» как завод по выпуску толстолистового проката и труб большого диаметра планировалось в Нижнем Тагиле по соседству с ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат». Проект строительства завода труб большого диаметра (ЗТБД) был инициирован еще в 1999 году прежним главой «Газпрома» Ремом Вяхиревым и для этого был учрежден ОАО «ЗТБД», основными акционерами которого являлись «Евразхолдинг» (55%), «Газпром» (19,9%) и РФФИ (25%). Средства на его строительство ($750-$900 млн) предполагалось занять под гарантии фьючерсного контракта с «Газпромом». Однако металлурги так и не получили подтверждения гарантий от газовиков.

Аналитики металлургического рынка сходятся во мнении, что строительство «Стана-5000» на ММК может стать для комбината хорошим вложением средств, так как толстостенный прокат является очень рентабельной продукцией и на него существует устойчивый спрос, в частности для производства ТБД, а также судостроения и атомного машиностроения. По словам специалиста ИК «БрокерКредитСервис» Вячеслава Жабина, в связи с реализацией в России масштабных проектов по развитию нефте- и газопроводов потребности предприятий ТЭК в трубах большого диаметра существенно вырастут, а значит и в толстолистовом прокате для них. По его данным, если еще в 2005 году потребление ТБД в России составило порядка 1,5 млн тонн, то уже в 2006 году эта сумма должна вырасти до 1,85 млн тонн с последующим приростом на протяжении 3-х лет в 10-15%. В итоге уже к 2010 году внутрироссийское потребление ТБД достигнет уровня 3,36 млн тонн в год.

Но если ММК сделает акцент на производстве проката для ТБД, считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов, проект строительства «Стана-5000» окажется малоэффективным. «Основные объемы производства и потребления ТБД в России сегодня приходятся на трубы для магистральных газопроводов, и основными потребителями сырья в этом секторе станут Выксунский металлургический и Ижорский трубный заводы, производство которых отвечает новым реалиям рынка», — отмечает он. Аналитик при этом указывает на то, что у ИТЗ уже существует собственный «Стан-5000», а поставлять прокат для ВМЗ с Магнитки будет маловозможно, так как ширина проката для магистральных газопроводных ТБД должна быть порядка 5 метров. «Продукцию с такими габаритами вряд ли возможно будет поставлять по железной дороге, а другого пути доставки из Магнитогорска в Выксу сегодня не существует», — говорит господин Парфенов. По его мнению, «Стан-5000» ММК будет ориентирован в первую очередь на выпуск проката для судостроения, которое сегодня начинает активно развиваться. В частности, существенный рост заказов ожидается в оборонном судостроении, где, по оценкам экспертов БКС, объемы производства должны увеличиться примерно с $1,8 млрд в 2006 году до $2,3 млрд в 2007 году, и затем ежегодно будут расти на 13-15%.


Другие материалы по теме: