«Деловой квартал», Сергей Панин пишет: «Сотовые ритейлеры перестают продавать карты экспресс-оплаты»

18 сентября 2006 (11:56)

Компания «Эолис» прекратила продажу карт экспресс-оплаты услуг связи. Причиной послужило предписание налоговой службы о выполнении вступивших в силу поправок в закон «О банках и банковской деятельности». Если ситуация не изменится, то карты экспресс-оплаты перестанут продавать до 50% розничных точек.

Поправки в закон «О банках и банковской деятельности» вступили в силу 9 августа 2006 г. Согласно одной из его трактовок, отныне продавцы могут продавать сотовые карты только лишь при наличии агентского соглашения с банком. По словам Сергея Киселя, директора компании «Эолис», он обратился в Федеральную налоговую службу по Свердловской области, где ему разъяснили, что продолжение продажи карт экспресс-оплаты будет нарушением законодательства. Сергей Кисель: «В новой редакции закона сказано, что продавать карты оплаты могут либо те организации, которые оказывают эти услуги, либо банки, либо организации, имеющие с кредитными организациями соглашения. А мы, к сожалению, только торговая сеть. Именно поэтому мы прекратили продажу».

Г-н Кисель отметил, что уже провел переговоры о заключении агентского соглашения с одним из банков и теперь ждет ответа со стороны сотовых операторов: «Моим консультантам и мне сейчас очень сложно работать. Особенно в области, где люди привыкли к карточкам. Нередко приезжающий в районный центр человек закупает карточки себе и своим друзьям впрок. При наличной оплате необходимо знать фамилию, на которую зарегистрирован; телефон, например». В компании «Эолис» сообщили «ДК», что до вступления в силу поправок соотношение оплаты связи через кассу и через карты было примерно равным, теперь же четверть покупателей уходят в соседние торговые точки. Сергей Кисель: «Главная потеря заключается в том, что я нахожусь не в равных условиях со своими конкурентами, которые нарушают законодательство». Г-н Кисель выразил надежду, что в обозримом будущем «Эолис» получит все необходимые документы и сможет вновь продавать карты экспресс-оплаты.

Опрошенные «ДК» сотовые ритейлеры подчеркнули, что продают карты экспресс-оплаты по старым правилам, ожидая разъяснений от Центрального банка. «Наши юристы направили запрос в ЦБ с целью разъяснения закона, поскольку он вступает в противоречие с ранее заключенными с операторами связи договорами, действие которых еще никто официально не отменял. Скорее всего, до получения официального разъяснения ЦБ карты в наших магазинах продаваться будут», — комментирует ситуацию Татьяна Москалева, директор департамента PR и внешних связей компании DIXIS.

По словам Виктора Луканина, управляющего уральским филиалом компании «Евросеть», они заключили агентское соглашение с банком: «Наш покупатель не ощутит неудобств, вызванных новой поправкой к закону, и по-прежнему сможет покупать карты экспресс-оплаты, так как все необходимые по законодательству документы у нас есть».

Изменения, полагают игроки рынка, негативно отразятся на мелких ритейлерах. «Скорее всего, им придется отказаться от этого направления торговли», — считает г-н Луканин. По экспертным оценкам, около половины карт продается мелкими ритейлерами (киосками, непрофильными магазинами). В среднем вознаграждение от оператора составляет от 1 до 4%, а потому дополнительные расходы могут сделать продажу карт невыгодной. Дмитрий Салматов, начальник отдела развития управления платежных систем и вкладов населения банка «ГРАН»: «Стандартная комиссия банка за агентскую деятельность составляет от 1 до 3%, однако она зависит от объемов и может быть менее 1%. Но даже в таком случае она банкам будет интересна. Однако пока есть вопросы по технологии проведения операций».

Как сообщили в СКБ-банке, они уже ведут переговоры с одним из операторов сотовой связи о заключении соглашения на передачу агентских функций банка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, готовым осуществлять платежи через кредитное учреждение. Людмила Беляева, начальник управления комиссионных продуктов СКБ-банка: «Пока идет выработка договорных документов. Как только мы согласуем условия сотрудничества, то запустим этот процесс».

Эксперты «ДК», пожелавшие остаться неназванными, считают, что поправки будут выгодны именно банкам, поскольку кредитные учреждения получат дополнительные оборотные средства, которые ранее получали сотовые операторы. Дмитрий Григорьев, заместитель директора по коммерческим вопросам екатеринбургского отделения Utel, подтвердил, что у операторов оборотные средства на счетах сократятся: «Но для нашего бизнеса критичных последствий от этого закона ожидать не стоит. У нас есть сеть собственных касс в городе и в области, а потому мы в меньшей степени зависим от карт оплаты». По словам г-на Григорьева, в его компании до 40% оплат производится картами экспресс-оплаты, однако постепенно эта цифра уменьшается.

В компании «МегаФон» также сообщили «ДК», что ожидают разъяснений от ЦБ. «Изменения в законе «О банках и банковской деятельности» внесли неоднозначность в толкование термина «банковская операция». Кроме того, Гражданский кодекс разрешает заниматься посреднической деятельностью на основании агентского договора без получения банковской лицензии или заключения договоров с банками», — прокомментировала ситуацию Елена Клюева, начальник юридического отдела «МегаФон-Урал».

Опрошенные «ДК» аналитики рынка сходятся во мнении, что более всего пострадают потребители услуг сотовой связи. «Сегодня потребитель может заплатить на каждом шагу, а завтра эта точка закроется. И надо будет искать сертифицированную точку, которая вправе продавать карты экспресс-оплаты. Но чтобы как можно реже искать, вы станете переводить на свой счет большую сумму», — резюмирует г-н Григорьев.


Другие материалы по теме: