Инвестиции Eureka Mining Plc, по мнению экспертов, недостаточны для развития горнорудной промышленности Челябинской области

2 октября 2006 (17:07)

Английская компания Eureka mining заявила о вложении в восстановление и развитие челябинской горнорудной промышленности $12 млн. за истекшие полтора года. Данные средства были инвестированы в разработку трех местных месторождений Челябинской области. Аналитики и эксперты утверждают, что данные инвестиции, по причине их незначительности, не могут служить для восстановления и развития отрасли, как о том сообщает компания. Также среди экспертов существует мнение о возможности приобретения активов с целью их дальнейшей перепродажи и, таким образом, извлечения выгоды, поскольку стоимость подобных лицензий возрастает.

Напомним, в 2005 году «Eureka mining» лишилась лицензии на разработку Михеевского полиметаллического месторождения. Отзыв лицензии был произведен Федеральным агентством по недропользованию в связи с тем, что компания не выполнила взятые на себя обязательства по освоению месторождения. Как установила комиссия Федерального агентства по недропользованию в июне 2005 года, запланированные работы произведены не были. На устранение выявленных недостатков компании было предоставлено время до сентября 2005 года. Однако, как отметила комиссия «Росприроднадзора», выявленные нарушения устранены не были, что и стало причиной отзыва лицензии. Еще ранее, в июле 2005 года компания лишилась лицензии на разработку Тарутинского полиметаллического месторождения.

«Дать корректную оценку объему произведенных инвестиций можно лишь в сравнении с имеющимся инвестиционным планом. Хотя, конечно сама озвучиваемая сумма ($ 12 млн.) не выглядит впечатляющей, особенно в сравнении с теми первоначальными объемами, которые делали этот проект крупнейшим для региона (более $400 млн.)», — рассказал директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер, комментируя информацию о том, что английская компания «Eureka Mining», в начале 2005 года начавшая разработку трех медных месторождений в Челябинской области, вложила в эти предприятия 12 млн. долларов за полтора года.

«Истинную цель покупки рассматриваемых месторождений знает покупатель, и, возможно, продавец. Эта цель может как совпадать с официально провозглашаемой (извлечение доходов через извлечение полезных ископаемых из южно-уральских недр), так несколько отличаться от нее механизмом извлечения дохода. Например — через переуступку (продажу) прав и обязанностей, связанных с разработкой месторождений третьему лицу», — отметил А. Мецгер.

«Давать какую-либо однозначную версию, опираясь лишь на общедоступную информацию, крайне затруднительно. Если даже допустить, что для «Eureka Mining» рассматриваемый проект был лишь финансовой операцией, то осуществленные инвестиции могли бы, например, рассматриваться как минимальный объем вложений, обеспечивающих поддержание товара (прав на месторождения) в «предпродажном» состоянии. При данном подходе объем инвестиций отнюдь не жестко связан с технологическим процессом разработки объектов, а рассматривается инвестором как вложения в снижения рисков проекта (например, риска его потери). Надо отметить, что сам по себе проект во многом напоминал венчурное инвестирование: природная неопределенность горнорудного проекта была умножена на правовые риски, связанные с покупкой «Eureka Mining» прав на разработку месторождений», — заключил А. Мецгер.

«Размер инвестиций в масштабах проекта можно признать незначительным. По сути, инвестировано примерно 5% от необходимой для освоения месторождения суммы. Возможно, речь идет о номинальных инвестициях, необходимых для того, чтобы сохранить за собой лицензию», — заявил УрБК аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Павел Молчанов.

«Возможно, на данном этапе у компании просто нет свободных ресурсов для более масштабных инвестиций. В связи с этим она может рассматривать вопрос привлечения стратегического инвестора за счет продажи ему доли в проекте или продажу своих акций, в том числе за счет их публичного размещения. За счет этого могут быть получены средства для освоения Михеевского месторождения. Кроме того, активы могли приобретаться Eureka Mining именно с целью их дальнейшей перепродажи. Стоимость такого рода лицензий постоянно растет», — отметил П. Молчанов.

«На самом деле, основную стоимость в данном случае формирует сама лицензия. Благоприятная конъюнктура на рынке цветных металлов способствует увеличению ее стоимости. Таким образом, для получения прибыли от перепродажи совсем не обязательно вкладывать в освоение месторождения значительные суммы», — резюмировал П. Молчанов.

«Размер инвестиций, а именно $ 12 млн., британской компании Eureka mining, которые она вложила в развитие челябинской горнорудной промышленности, не является достаточным для восстановления и нормального развития горнодобывающей отрасли. Инвестиции должны вкладываться не только в производство, но и в геологоразведку, подготовку кадров, экологию. Подобные инвестиции лишь сохранят существующую занятость», — прокомментировал УрБК директор УрО РАН Александр Татаркин.

Также Александр Татаркин подчеркнул необходимость более крупных вложений, и, прежде всего в геологоразведку, модернизацию, углубленную переработку и кадры. «Инвестиции, необходимые для развития горнорудной промышленности, должны исчисляться десятками миллионов долларов. Данная отрасль относится к числу самых затратных», — сообщил УрБК первый заместитель председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков.

«Если же говорить о тех $ 12 млн., о вложении которых заявляет британская компания Eureka mining, то здесь речь может идти, скорее, об операциях с покупке акциями предприятий горнорудной промышленности Челябинской области, нежели о вложении непосредственно в реальное производство», — выразил свое мнение В. Волков.

«Весомость инвестиций оценить можно в каждом конкретном случае. Если речь идёт о вложениях в проектно-изыскательские и конструкторские работы, то сумма весомая, поскольку строительство крупного добывающего производства — вещь серьёзная. Если это вложения в непосредственно строительство инфраструктуры (карьер или шахта, обогатительная фабрика и т.п.), то сумма мизерная, поскольку требуется как минимум в 20 раз больше», — сообщил директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин, комментируя информацию о том, что английская компания «Eureka Mining», в начале 2005 года начавшая разработку трех медных месторождений в Челябинской области, вложила в эти предприятия 12 млн. долларов за полтора года.

«Вероятнее всего, цель может быть в том, чтобы показывать инвесторам в акции компании объём располагаемых запасов для повышения курсовой их (акций) стоимости, хотя реально предполагается, что до фактической разработки руки могут дойти не скоро или вообще никогда. Учитывая, что стоимость лицензий оказалась невелика, это очень логично», — отметил В. Калугин.

«Это, также могло быть альтернативной целью — купля запасов на растущем сырьевом рынке с целью перепродажи действительному стратегическому инвестору (производителю) на пике цены металла. В этом случае сумма инвестиций вполне адекватная — вроде и немаленькая, чтобы показать, что инвестиции всё-таки есть, но и невелика по масштабам бизнеса компании», — заключил В. Калугин.


Другие материалы по теме: