«Уральский рабочий», Любовь Шаповалова пишет: «Крайние в очереди. Президент велел пустить колхозников к прилавку»

10 октября 2006 (10:00)

Бедные крестьяне уже и не чаяли, что им найдется-таки местечко на рынках, которые до сих пор народ по привычке называет колхозными, хотя живого колхозника там уже лет десять никто не видал, А тут сам президент за них хлопочет, велит потесниться наглым перекупщикам, не подпускающим к прилавку сельских тружеников.

Московская милиция за своих рыночных воротил взялась так же круто, как за владельцев столичных казино. (Вроде как раньше, до президентской подсказки, и видеть не видела, что творится под самым носом!)

Правда, в первопрестольной стражи порядка «зачищали» в основном авторитетов с кавказской внешностью. В провинции хозяева злачных мест гораздо разнообразнее мастью и экстерьером, но есть надежда, что президентский наказ коснется и периферийного «интернационала».

Эти надежду укрепил министр сельского хозяйства Свердловской области Сергей Чемезов:

— Проблема организации рыночной торговли существует и в нашей области. Действительно, крупные рыночные перекупщики зачастую диктуют свои условия местным крестьянам, не давая им возможности напрямую реализовать свою продукцию. В отличие от Москвы, у нас рынки «держат» в основном местные бизнесмены, но это не меняет существа дела. Так что и мы намерены основательно заняться этим участком торговли. Создали рабочую группу, которая проанализирует ситуацию в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, других крупных городах области и внесет свои предложения.

Кое-что, по словам министра, уже сделано. Например, администрация Екатеринбурга добилась, чтобы на рынке Октябрьского района четверть торговых мест предоставлялась садоводам и огородникам. Есть «индивидуальные» торговые точки и в крытых мясных павильонах, но их, конечно, должно быть гораздо больше.

Для уральской глубинки предпочтительнее, чтобы излишки мяса, молока и огородной продукции можно было продать на месте, но по справедливой цене. Лучше всего пока обстоит дело со сдачей молока: по области открыто 34 приемных пункта, и в этом году сбор его увеличился в 2,8 раза.

Приободрились и производители мяса. Теперь они имеют возможность воспользоваться услугами убойных пунктов, где при разделке туш соблюдаются санитарные правила и нормы, отчего напрямую зависит сортность и, соответственно, цена мясопродуктов. Сегодня в области действуют 64 таких пункта (образцовый недавно открылся в Байкаловском районе), а надо, по словам министра, не менее сотни. Инициативу в этом деле должна проявить сельская потребкооперация.

Картошку и прочие овощи крестьянам интереснее продавать на крупных ярмарках, таких, какая недавно состоялась в рамках осенней сельскохозяйственной выставки в Екатеринбурге.

На один день улица Пушкина превратилась в колхозный рынок, где только одной картошки было продано 50 тонн. Но и централизованный закуп — тоже вариант, о котором мечтают жители отдаленных сел. Большинство из них не имеет своего транспорта, поэтому вынуждены за бесценок продавать огородный урожай «залетным» коммивояжерам, которые порой в три раза занижают против средней закупочные цены. Такая информация поступает из Ирбитского, Гаринского районов.

Словом, рабочей группе из министерства сельского хозяйства хватит работы.

«Уральский рабочий», всей душой болеющий за уральского крестьянина, готов внести свою небольшую лепту в благое дело. Идею подал сам министр, пересказав сюжет телерепортажа с одного из столичных рынков: как репортер, прикинувшись фермером, пытался проникнуть со своим товаром в торговые ряды и что из этого вышло. Точнее, не вышло.

Мы решили повторить эксперимент на родной уральской земле. Сергей Михайлович пообещал организационную поддержку. Надеемся, поддержат нас и сельчане: напишите, приходилось ли вам торговать своей продукцией на рынках областного центра и других городов, с какими проблемами вы сталкивались.

А мы доложим об этом (и результатах эксперимента) нашему президенту. Должен же он знать, как выполняются его поручения на местах...

Справка

В Свердловской области официально зарегистрировано 26 крупных сельскохозяйственных рынков.

Прямая речь

Рубль — на «чай»?

Владимир Годлин, фермер, (Невьянский район):

Те меры, о которых президент заговорил сегодня, следовало предпринимать еще в 1991 году, тогда бы и импортным мясом мы сейчас не питались, и на наших селянах не наживались бы перекупщики. Я вообще не понимаю почему все колхозные рынки отошли коммерсантам. Пусть они строят свои торговые точки, открывают магазины. А рынки нужно отдать производителям.

Сегодня подучается, что местные производители не могут выйти напрямую со своей продукцией к потребителю, а прилавки забиты низкосортным мясом, например из Бразилии. Насколько мне известно, большая его часть такого качества, что пригодна лишь для переработки, но никак не для розничной продажи. Зато импортная говядинка или свининка обходится перекупщику по меньшей цене, чем продукция отечественного агромрома.

Если рыночная стоимость бразильской говядины на, рынках, в областном центра составляет 100 —104 рубля за килограмм, свинины —95—95 рублей, то закупочная цена отечественных «аналогов» 90 рублей и 85 рублей за килограмм соответственно. Такая ситуация на руку только перекупщикам, но никак не отечественным производителям и потребителям. Последние вынуждены переплачивать деньги, чтобы купить действительно качественный продукт, а нам, фермерам, приходится работать в убыток себе. Я тут недавно посчитал, что, поставляя говядину на рынок по цене 90 рублей за килограмм, у меня в качестве чистой прибыли с каждого килограмма остается… 1 рубль.

С другой стороны, если бы я имел свободный доступ на рынок, то продавал бы мясо по цене не дороже, чем сейчас стоит импортный товар. И у хозяйства появились бы возможности, и люди не переплачивали за просто так.


Другие материалы по теме: