«МК-Урал», Ирина Полянская пишет: «Да кто ж его посадит? Он же памятник!»

26 октября 2006 (11:00)

Земля дорожает в Екатеринбурге неумолимо. А это заставляет коммерсантов находить самые разные, порой неожиданные, земельные участки под новые дома и сооружения. Итог — самыми ненужными оказываются памятники.

Церковь построят рядом с гей-клубом

Памятник герою революции Ивану Малышеву покинет улицу, названную в его честь.

На его месте УГМК и его давний конкурент Русская медная компания построят храм Большого Златоуста. Правда, его строительство вызывает пока больше вопросов, и первый — практического свойства: зачем вообще в центре города еще одна церковь? В шаговой доступности находится, например, Свято-Троицкий за Атриум Палас Отелем, не так уж далеко от памятника расположен Храм На Крови, вспомним и маленькую часовенку прямо на Плотнике. Кроме того, место нового храма — одно из самых оживленных в городе. На пересечении Малышева и 8 Марта — кафе, бутики, рестораны и множество злачно-развлекательных мест, известных в городе .свободой нравов. Уральские же священнослужители известны как организаторы пикетов за закрытие именно одного из череды клубов именно на этом углу! Ясно, что они резко отрицательно отнесутся к перспективе «жить на одной площадке» со скандальным клубом. Отметим только, что бедного Малышева не взорвут и не распилят на цветмет, а уберут в тихое место; где его никто не сможет увидеть и вспомнить — в честь кого же была названа эта улица...

Кстати: Иван Малышев, красный комиссар, погиб в 29 лет: был расстрелян белогвардейцами. Он родился в Верхотурье, а погиб в Златоусте, в Челябинской области. Был членом компартии с 16 лет, один из первых организаторов профсоюзов на Урале. Участник установления Советской власти в Екатеринбурге.

Зуб мудрости

История, которая приключилась с самым высоким зданием Екатеринбурга — торгово-развлекательным центром «Антей», — просто чудная. На одной стороне все той же улицы Малышева (прям она у нас заколдованная какая-то!) стоял магазин «Бабушкин комод». Его владелец присмотрел местечко для строительства огромного торгово-развлекательного центра, самого высокого здания в городе напротив, через улицу. Но место было занято — построенным в конце XIX века памятником архитектуры, домом военного инженера Иосифа Львовича Фальковского. Дом был уникален системой утопления. Фальковский придумал отапливать двухэтажный особняк единственной печкой-буржуйкой. Кроме того, в подвале он организовал погреб-ледник, прообраз современного холодильника. Это и позволило причислить его к разряду памятников.

Весной 2004 года за одну ночь усадьба инженера Фальковского исчезла с лица земли — неизвестные разрушили ее до основания. На месте двухэтажного дома остался лишь погреб-ледник. Участок был незамедлительно взят в аренду владельцем «Бабушкиного комода» с условием сохранения оставшейся части памятника. Однако через несколько дней был снесен и погреб, на его месте вырыли котлован, а позднее здесь вырос бизнес-центр «Антей». Сейчас выясняется, что, по доброй русской традиции, «Антей» был построен быстрее, чем успели оформить необходимые для этого документы, например, право собственности на землю. Пока непонятно, что делать с «Антеем» — после громкого скандала быстро получить разрешительные документы уже не удастся, да и с памятником как-то неудобно получилось...

Памятник — странный предмет, вроде он есть и его сразу нет

Два года назад, также в октябре, компания «Астон-групп» объявила о начале строительства трехступенчатого дома (два дома по 25 этажей, один — на 18) в районе улиц Гурзуфской и Радищева. Тем, кто не очень хорошо знаком с географией города, поясним — стройка идет практически на месте памятника героям Гражданской войны. Его благоустраивали, кстати, жители близлежащих домов на многочисленных субботниках, они же сажали деревца, которые за прошедшие годы стали настоящей рощей. Потом памятник перестал принадлежать народу, а стал — району, потом городу, город передал его области. В итоге перед астоновским строительством памятник и вовсе принадлежал... похоронному бюро. А роща, по данным администрации города, уже давно выглядит как пустырь.

Таким образом, один из углов дома будет выходить как раз на фонтанчик, являющийся частью ансамбля памятника. Кроме этого, по мнению М. Десяткова, представителя инициативной группы жильцов соседних домов, допущена масса нарушений в согласовании нового дома с жильцами уже существующих домов, то есть, по мнению общественника, жители не участвовали в опросе общественного мнения, а строительство новых домов из-за особенностей грунта просто опасно для уже существующих! Сейчас идут многочисленные судебные разбирательства, но строительству дома, это, увы, не мешает. По данным общественников же, разрешения на строительство домов у «Астона» нет.

Вообще, ситуация странная — быстрее выстроить дома, чем получить на них разрешения. Однако если так пойдет и дальше, то в городе не останется ни одного памятника (ну, за исключением выстроенного уже нынешней властью памятника отцам-основателям города). Хочется ли нам, чтобы вместо уютных домиков стояли огромные безликие махины? Конечно, нет. Но мы, журналисты, можем лишь привлечь внимание и жителей города, и его властей к намечающейся проблеме. Открытость процесса передачи земельных участков — вот что нас спасет от одинаковых сооружений на месте бывших памятников.


Другие материалы по теме: