Вениамин Голубицкий: Такие масштабные задачи можно решить только всем миром

27 октября 2006 (14:00)

президент компании «Ренова-СтройГруп» Вениамин ГолубицкийНа вопросы информационно-аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил президент компании «Ренова-СтройГруп» Вениамин Голубицкий.

— Вениамин Максимович, комплексную застройку эксперты называют сегодня единственным способом разрешить проблему нехватки жилья. В чем уникальность проектов комплексного освоения территорий? Чем принципиально «Академический» отличается от других районов Екатеринбурга?

— Во-первых, уникальность комплексной застройки состоит в том, что она подразумевает выброс на рынок очень большого объема жилья в относительно малый промежуток времени. Это дает возможность решить глобальные задачи, которые поставлены президентом и реализуются сегодня в качестве национальных проектов.

Во-вторых, задача, стоящая перед Россией сегодня, — не просто строительство жилых домов, а предложение нового качества жизни. Комплексная застройка предполагает не только возведение жилья, но и создание социальной инфраструктуры, включая школы и больницы; использование новых технологий в строительстве и коммунальной сфере, а значит, новый, бережный подход к экологической среде. В частности, в проекте «Академический» предусмотрено все, вплоть до велосипедных дорожек. Поэтому комплексное освоение территории в наибольшей мере отвечает поставленным задачам.

Если сегодня дороги в городе перегруженны (ведь во времена их строительства никто не предполагал такого роста объема транспорта в Екатеринбурге), то в «Академическом» магистрали не только соответствуют современным требованиям, но и рассчитаны на возможность двойного увеличения количества автомобилей.

Если сегодня идет борьба за сохранение лесопарков, то «Академический» саму городскую инфраструктуру вписывает в лесные массивы. То есть тот лес, который имеется на его территории, будет даже приумножен, потому что он войдет в городские кварталы.

Если сегодня главные проблемы Екатеринбурга — водоснабжение и качество воды, то мы предлагаем совершенно новый подход к очистке и качеству труб. Это не старые ржавые трубопроводы, срок эксплуатации которых всего несколько лет, это стеклопластик, который не дает вредных примесей и может служить долгое время. Вот что такое комплексное освоение территории.

Кроме того, комплексная застройка — это пример государственно-частного партнерства. То есть в этом процессе участвует и федеральный бюджет, и областные, и муниципальные структуры, потому что такие масштабные задачи можно решить только всем миром. И, конечно, в нем участвует частный бизнес, на который здесь должна падать основная нагрузка и с точки зрения привлечения финансирования, и с точки зрения обеспечения единства этого проекта. Потому что комплексная застройка отличается общей идеологией планирования и архитектуры. Это действительно новый город, где уже на стадии проектирования предусмотрено функциональное назначение всех участков: если по плану здесь должен быть пруд, то на его месте не может быть сточной канавы, если предусмотрен торговый центр на 300 тыс. кв. м, то нельзя на этой территории строить офисы и жилье. Это цельная и продуманная модель.

— Если говорить подробнее о государственно-частном партнерстве, то какова в нем роль властных структур?

— Начнем, наверное, с федеральных властей. Я считаю, что в рамках национального проекта нужно обеспечить так называемое существование приоритета в приоритете. Например, национальная программа по строительству доступного жилья — это приоритет, а в его рамках федеральные средства нужно сконцентрировать на ряде проектов, которые сами будут играть роль приоритетов. Предположим, есть у нас государственная программа по развитию физкультуры и спорта. Так давайте стадион не где-то в отдалении построим, а органично включим его в проект комплексного освоения территории и построим на те средства, которые уже предусмотрены в бюджете. Есть у нас программа, связанная с инженерной инфраструктурой, — так давайте ее не отрывать от этих самых новых городов, а сосредоточим финансирование инженерной инфраструктуры из федеральных средств на такого рода проектах. Получим мультипликативный, комплексный эффект. Мы уже сделали такое предложение, и оно находит понимание у федеральных властей.

То же самое относительно областных и муниципальных средств. Строит область дороги — так давайте будем строить прежде всего здесь, на территории, где будет жить более 300 тыс. человек. Есть у муниципалитета свои задачи, связанные со строительством школ или больниц, — так давайте решим эти вопросы применительно к комплексному проекту.

Наконец, роль частного бизнеса. Пусть коммерческие компании занимаются инвестированием в проект и строительством. Финансирование комплексной застройки — это достаточно серьезные деньги. Кроме того, мы готовы привлечь к ее реализации ведущие мировые архитектурные бюро, чтобы создать архитектурную среду, действительно достойную российского человека.

Также задача частных предпринимателей — сделать проект коммерчески привлекательным. Чтобы он был жизненным, чтобы сам мог зарабатывать деньги «внутри себя», чтобы никогда это место не превратилось в пустыню или в территорию, на которой не обеспечивается занятость населения, обучение детей или иные социальные функции. То есть задача частного капитала — привлечь инвестиции и сделать единый проект, обеспечив надзор за его исполнением за счет экономических рычагов.

— То, о чем Вы говорите, находит понимание у руководителей региона и государства?

— Да, я мог бы сказать очень много хороших слов в отношении властей всех уровней. Начнем с того, что губернатор Свердловской области был фактически инициатором самой идеологии комплексного освоения территорий и проекта «Академический», за что группа компаний «Ренова» ему очень признательна.

Я должен отметить, что не было волокиты и во взаимодействии с городом: все постановления были приняты вовремя и очень квалифицированно. На высоком уровне город помог нам провести и общественные слушания, которые, по сути, проводились в Екатеринбурге впервые. Я очень рад, что в их ходе проект был одобрен. Это значит, что он находит широкое понимание общественности.

На федеральном уровне «Академический» также рассматривался неоднократно. Дмитрий Анатольевич Медведев упоминал о нем в ряде своих выступлений, и мы очень надеемся, что он на месте посмотрит, как идет строительство на объекте. Поддержали этот проект и Росстрой в лице Сергея Ивановича Круглика, и министр регионального развития господин Яковлев. Обсуждался «Академический» и на совещании в Полпредстве УрФО. Я знаю, что господин Латышев уделяет ему очень большое внимание.

В общем, я не могу пожаловаться, что кто-то противодействует проекту. Все властные структуры понимают, что на нем можно отработать технологию государственного подхода в сфере комплексного освоения территорий. Поэтому его значимость фактически общепризнанна, и мы встречаем только помощь и поддержку.

В то же время то, что этот проект находит такой отклик, возлагает на нас значительную ответственность и с точки зрения сроков, и с точки зрения качества проекта.

— Вы говорили о высоком качестве, новых технологиях, ведущих архитекторах. Насколько это соотносится с понятием доступного жилья?

— Это очень правильный вопрос. Для каждой категории граждан есть свое понятие доступности. Поэтому в «Академическом» мы предлагаем жилье различных ценовых категорий, каждая из которых будет построена при наивысшем уровне качества, предусмотренном для нее мировыми стандартами. Причем 51% всей жилищной застройки района — это жилье экономкласса. Элитное жилье составляет на этой площадке не более 5%. То есть первая характеристика доступности — строительство объектов на «разный кошелек».

Далее, мы считаем, что оптимальные условия жизни, например экологичная, красивая и эстетичная природная среда, должны быть доступны всем, независимо от доходов человека. Мы не хотим совершать ошибки, допущенные французской традицией градостроения, в которой были города для бедных и города для богатых, а потом это заполыхало. Всем известно, к чему это привело. Конечно, более дорогое жилье в «Академическом» будет построено из других материалов, но основные природные и социальные услуги будут одинаково доступны для всех.

Третье — это доступность с точки зрения инфраструктуры. Мы планируем провести линию скоростного трамвая, которая соединит «Академический» с центром города так, чтобы до него можно было доехать за 15 минут. То есть, в отличие от населения других отдаленных районов Екатеринбурга, жителям «Академического» будет доступно все, что есть в центре, и наоборот — сам «Академический» будет открыт для посещений.

— Дмитрий Медведев заявил, что уже начиная с 2007 года опыт государственных гарантий для подготовки инженерной инфраструктуры может быть транслирован на частных застройщиков. В этом случае заинтересована ли «РЕНОВА-СтройГруп» в подобного рода взаимодействии?

— Мы, безусловно, заинтересованы. Если бы муниципалитеты обладали достаточными возможностями по финансированию строительства и инфраструктуры, тогда и о кредитовании, может быть, и не надо было бы вести речь, — ведь вы понимаете, что любой кредит должен обеспечивать условия возвратности и не быть слишком рискованным для банка. Сегодня механизм госгарантий, к сожалению, не обеспечивает достаточно эти условия, хотя Свердловская область планирует привлечь данный ресурс в будущем бюджетном году.

Однако, если государственные гарантии станут доступны крупным застройщикам, мы обязательно обратимся за ними. Со стороны власти это было бы абсолютно правильное решение, потому что частный бизнес все больше входит в сферу ЖКХ, что недавно было подтверждено на очередном заседании правительства. И, конечно, если будет возможность привлечения таких кредитов, мы обязательно будем на них претендовать, более того — такая кредитная политика была бы как раз решением вопроса комплексного освоения территории и массовой застройки. Я уверен, что не одна «Ренова», а многие компании обратились бы за таким кредитным ресурсом, а крупные банки, в том числе и западные, мы бы легко вовлекли в эти проекты с учетом того, что они высоко оценивают гарантии государства, а риски невозврата от крупных компаний минимальны. Я думаю, что это заявление Медведева было очень своевременным, и, более того — оно глубоко продуманно, я в этом уверен.

— На Всероссийском семинаре-совещании «Вопросы комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», где был представлен проект «Академический», присутствовало более 300 глав городов и субъектов РФ. Обращались ли к Вам представители регионов и городов со встречными предложениями, интересными проектами?

— Да, такие предложения были, и, малого того, с рядом глав муниципальных образований, таких как Новосибирск, Челябинск, Пермь и Санкт-Петербург, мы договорились о встрече. В некоторых городах (я пока не буду забегать вперед и называть их) у нас уже есть земельные участки и мы входим в стадию эскизного проектирования. Вообще планы «Реновы» связаны с 5—7 крупными территориями РФ, и я считаю, что у нас серьезный задел в Перми и Челябинске. Поэтому да, сегодня это стратегическая линия развития компании в сфере девелопмента, и мы будем этим очень активно заниматься. По нашим прогнозам, комплексная застройка является наиболее востребованным рынком продуктом. Во всех крупных городах имеется один круг проблем: транспорт, занятость населения, отсутствие свободного времени, проблема экологии, а то, что мы предлагаем, разрубает этот узел.

— Сейчас пресса много пишет о том, что «РЕНОВА-СтройГруп» отличается от других застройщиков, которые замкнуты на Москве. Компания не анонсировала ни одного проекта в столице. Это продуманная стратегия?

— Это осознанный выбор. Хотя мы ни в коем случае не отказываемся от работы в столице, будущее российского рынка, по моему мнению, за регионами. Москва, безусловно, имеет огромный финансовый ресурс, она дает очень большую отдачу на 1 рубль вложений, но это сегодня. Город фактически насыщен, его рынок скоро будет переполнен, а освоение всей российской территории — практически новый бизнес. А если это так, то тот, кто сегодня займет стратегическое положение на рынке, окажется в долговременном выигрыше. «Ренова» — это компания не на год, не на три года. Наши проекты охватывают десятилетия, двадцатилетия. С учетом этого мы вполне осознанно идем в регионы, понимая, что это необходимый фронт работ, что это, безусловно, перспективнейший рынок, а вложения сторицей воздадутся любому думающему на несколько шагов вперед инвестору. Поэтому мы активно идем в регионы, не отвергаем никаких предложений, которые сегодня высказывают государственные и муниципальные власти. Руководители этих органов, которые тоже смотрят далеко вперед, понимают, что решить встающие перед ними проблемы можно только с привлечением крупных инвесторов и серьезных финансовых ресурсов, которые так просто в регионе сегодня не найти. Это большая, трудная, продуманная работа на очень серьезном уровне специалистов: от архитекторов до финансистов.


Другие материалы по теме: