«Ведомости»: СМИ готовят общество к государственной монополии на спирт

31 октября 2006 (11:10)

УрБК, Москва, 31.10.2006. Количество отравлений «левым» алкоголем в последнее время выросло меньше, чем число сообщений СМИ о последствиях употребления спиртосодержащих жидкостей, пишут «Ведомости». Участники рынка полагают, что пиарщики готовят общество к введению госмонополии на производство и оборот спирта.

В последние несколько дней СМИ переполнены сообщениями об отравлениях суррогатным алкоголем. Например, в Балашове Саратовской области за последние три недели в больницы с диагнозами «токсический гепатит» и «цирроз печени» поступили 113 человек, отравившиеся спиртосодержащей жидкостью для размораживания замков «Монолит». В Оренбурге сотрудники МВД ликвидировали склад, с которого ежедневно продавали 10 т средства для стекол «Максимка». В Пермском крае за полтора месяца пострадали 210 человек, выпившие дезинфицирующее средство «Экстраспет», кожный антисептик «Антисептин» и технический спирт. В Самарской области с начала года отравилось больше 1 250 человек — большинство выпило слишком много медицинских спиртов и настоек. Сводной статистики пока нет, но Минздравсоцразвития в течение недели собирается представить ее в правительство, где пройдет совещание с руководителями 12 регионов, в которых были случаи массового отравления.

Количество отравлений суррогатами в пределах обычного, считает руководитель Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. «У нас каждый год от этого гибнет больше народа, чем на дорогах. Ежемесячно от «случайных отравлений алкоголем» умирает (а не просто отравляется) около 4 000 человек», — говорит Вишневский, которому нынешний вал сообщений напоминает PR-кампанию.

Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко уверен, что авторы спланированной акции в 12 регионах — производители суррогатного алкоголя, почувствовавшие, что государство вытесняет их с рынка. А председатель Счетной палаты Сергей Степашин винит правительство, действия которого спровоцировали рост продаж нелегального алкоголя.

Сознательно кампанию никто не организовывал, полагает политолог Дмитрий Бадовский. Алкогольная тема привлекала внимание весь год, напоминает он. На прошлой неделе президент Владимир Путин заявил, что виновных в провале внедрения ЕГАИС «пытались найти и наказать, но никто не хочет нести ответственность», а премьер Михаил Фрадков пообещал вскоре назвать виновных поименно, в результате тема приобрела политический контекст — и началось «информационное заражение», рассуждает Бадовский.

К отравлению суррогатами ЕГАИС отношения не имеет. Систему внедряли для того, чтобы сократить количество нелегальной продукции, напоминает представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Но продажа спиртосодержащих антисептиков и омывателей в ней не фиксируется.

Правительство еще летом написало в администрацию президента аналитическую записку о том, что число отравлений алкоголем не превышает среднестатистических цифр и даже снижается, рассказывает чиновник Белого дома. Он не ждет отставок чиновников из-за неудач с ЕГАИС, но выговоры некоторые получат, и ситуация с отравлениями будет аргументом.

Вал сообщений об отравлении суррогатами — подготовка народа к введению госмонополии на производство и оборот спирта, считает один из участников рынка. В 2005 г. Путин поддержал идею Минсельхоза о госмонополии, и депутаты внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Он был принят в первом чтении, но администрация президента дала отрицательное заключение, посчитав, что «законопроектом, по существу, не вводится госмонополия <...> а устанавливаются дополнительные ограничения и требования». О необходимости создания спиртовой госмонополии заявил вчера аудитор Счетной палаты Сергей Абрамов: «Будем знать, кто спирт приобретает, кто перерабатывает». А советник президента РВВК по маркетингу Герман Климовский предполагает, что дело может дойти и до создания марки народной водки с более низкими акцизами.

Возможно, впрочем, что алкогольных отравлений действительно стало больше — иначе бы региональные власти не уделяли им столько внимания, считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. Как только алкоголь дорожает, суррогатов покупают больше, говорит он. За январь — сентябрь алкоголь подорожал на 7,4% (цены в среднем — на 7,2%), но в сентябре рост ускорился (алкоголь стал дороже на 1,2%, а цены в среднем — на 0,1%).


Другие материалы по теме: