Логистический рынок Екатеринбурга: перспективы развития

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает состояние рынка логистических услуг Свердловской области и перспективы его развития в среднесрочной перспективе.

На протяжении последних лет основной тенденцией развития рынка логистических услуг Свердловской области, и в первую очередь Екатеринбурга, был тотальный рост спроса, прежде всего на складские помещения. Данная тенденция обуславливается в первую очередь ростом значения Екатеринбурга в качестве транспортного узла, связывающего Европу и Азию, а также районы Центральной России с сибирскими центрами нефте- и газодобычи. В то же время темпы роста предложения складских услуг, по мнению экспертов, значительно отстают от спроса. Более того, по оценкам самих участников и экспертов, рынок комплексных логистических услуг в Уральском регионе находится в состоянии, близком к зачаточному.

Одной из основных причин дефицита предложения на логистическом рынке является отсутствие необходимого объема складских площадей, соответствующих современным требованиям участников рыночных отношений, и отчасти отсутствие навыка оказания подобного рода услуг. Причем именно недостаток складских помещений является наиболее серьезным препятствием для развития транспортно-логистического обслуживания клиентов, следствием которого становится невысокая товарная насыщенность рынка и невозможность прихода на него новых участников.

Рынок

По оценкам экспертов, потребность начального уровня складских помещений выражается цифрой 600 тыс. кв. м, при этом участники рынка акцентируют внимание на том, что это минимальная цифра и она справедлива только для складов класса А и В. Как они же отмечают, в Свердловской области, в частности в Екатеринбурге, складских помещений низкого класса достаточное количество, но они не в состоянии соответствовать современному уровню услуг. По разным оценкам экспертов, спрос на подобного рода услуги превышает предложение на 40—50%.

«Степень наличия складов класса А и В, являющихся наиболее востребованными, характеризуется большим дефицитом. Есть ряд компаний, приход которых на уральский рынок в данный момент затруднен в связи с отсутствием современных складских помещений. Пока есть только заявления некоторых участников рынка о постройке складских терминалов. Некоторые даже анонсировали введение первых очередей до конца этого года. Если заявления участников рынка о постройке складских площадей класса А и В оправдаются, расстановка сил между лидерами рынка в течение ближайших года-двух изменится», — отмечает директор ООО «Русская логистическая служба — Екатеринбург» Татьяна Черепанова.

«С точки зрения коммерческой логистики обеспеченность современными складскими помещениями практически нулевая. Для нормального функционирования, обеспечения потребностей только города Екатеринбурга достаточно одного крупного логистического центра, максимум двух. Но если рассматривать Екатеринбург как распределительный центр грузопотоков Европы — Азии, необходимо как минимум еще несколько крупных центров с полным набором логистических услуг. Потребность рынка складских помещений, причем потребность начального уровня, выражается цифрой 500—600 тыс. кв. м современных складских помещений класса А и В», — полагает председатель совета директоров ОАО «Лорри» Андрей Гостяев.

«Недостаток складских мощностей, оборудованных в соответствии с международными стандартами качества, — одно из основных препятствий, тормозящих развитие транспортно-логистического обслуживания клиентов. В Екатеринбурге спрос на услуги складской переработки грузов превышает предложение более чем на 50%», — выразила свое мнение начальник Центра логистики и комплексного транспортного обслуживания Андрей Малыгин.

Все участники рынка отмечают в большинстве складских помещений отсутствие всех необходимых коммуникаций, низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации, недостаточное развитие упаковочных технологий, нехватку современного оборудования для грузопереработки, отсутствие необходимой площади и высоты помещения, достаточных для организации стеллажного хранения и использования погрузчиков.

Проблемы

Как отмечают аналитики, на рынке комплексных логистических услуг работает более 10 хозяйствующих субъектов, но даже они не охватывают всю цепочку логистических услуг. Большинство аналитиков и представителей компаний, задействованных в этом бизнесе, отмечают преобладание на рынке федеральных участников, а не местных. Как правило, они имеют серьезные источники финансирования, необходимые для строительства или аренды современных складов, и располагают квалифицированным персоналом.

«Центром логистики был проведен анализ транспортного рынка УрФО, насчитывающего 479 транспортно-экспедиторских компаний, предоставляющих услуги в сфере железнодорожных перевозок и транспортной логистики. При этом большая часть компаний (47% от общего числа) пришла к нам из Москвы и Санкт-Петербурга, а также есть несколько компаний из Беларуссии и Узбекистана. 131 компания (27%) работает по разовому коду ЕГРПО, не афишируя свою деятельность. Таким образом, снижается и так недостаточно высокий уровень доверия предприятий-производителей по отношению к существующей системе транспортной логистики в регионе. Почти 60% транспортно-экспедиторских и логистических компаний региона специализируются на каком-либо одном виде услуг и не в состоянии предоставить полноценный логистический сервис без привлечения бесчисленных посредников, привнося еще больший сумбур в существующую транспортную систему», — отметил А. Малыгин.

«Рынок комплексных логистических услуг в полном объеме пока не сформирован. Многие предприятия, чьи вопросы транспортировки и обычного хранения уже находятся в ведении специализированных компаний, не могут пока решиться передать им всю логистику на аутсорсинг. С дальнейшим разделением труда и укрупнением бизнесов потребность в комплексных логистических услугах будет только увеличиваться. Как представляется, именно российские логистические компании могут и должны в максимальной степени закрыть эту потребность», — констатировал А. Гостяев.

«В Екатеринбурге рынок комплексных логистических услуг характеризуется высоким спросом и низким предложением. На рынке работает не более 10 игроков, которые пытаются предоставлять услуги в этом направлении, но они не охватывают всю цепочку логистических услуг. Спрос на качественные логистические услуги не удовлетворен в полной мере. Думаю, что в ближайшие 5—6 лет он будет только расти», — отмечает генеральный директор группы компаний «РОССТОК» Вадим Медовиков.

Пути решения

Также эксперты отмечают тенденцию повышения интереса к рынку складских помещений городов-спутников из-за наличия меньших проблем с землеотводом и заинтересованностью со стороны муниципальной власти новыми рабочими местами.

В начале 2006 года правительством Свердловской области было принято Постановление № 9-ПП «Об основных направлениях развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года» от 13.01.2006 года, в соответствии с которым предусмотрена поддержка строительства складских площадей. С целью содействия росту складских площадей правительство области выделило 16 приоритетных объектов со сроком сдачи к 2010 году, а через 3 года в Свердловской области предполагается ввести, в соответствии с данным постановлением, 400 тыс. кв. м.

Однако, по мнению экспертов, данный метод решения проблемы наличия складских помещений не является панацеей. Во-первых, весь планируемый объем будет предоставлен лишь к 2010 году, а во-вторых, при минимальной цифре в 600 тыс. кв. м будет введено лишь 400 тыс. кв. м. В-третьих, востребованность складских помещений за пределами Екатеринбурга в разы ниже, нежели в самом городе, и создание логистических цепочек на их основе затруднено их географическим положением.

Альтернативным методом решения этой проблемы наблюдатели называют создание крупных логистических центров на базе неиспользуемых площадей крупных промышленных предприятий, расположенных в черте Екатеринбурга. Отличительными чертами таких объектов являются: наличие готовой инфраструктуры (включающей в себя связь, энергообеспечение, коммунальные коммуникации), удобные подъездные пути (в том числе железнодорожные), крановое и погрузочное хозяйство, а также удобное географическое расположение.

В качестве одной из наиболее приспособленных для этого площадок эксперты называют технопарк, сформированный на базе Уралмашзавода. На предприятии уже началась реализация проекта по концентрации складских площадей с целью сокращения затрат на содержание складского хозяйства и уменьшения расходов на транспортировку товарно-материальных ценностей.

Объемы существующих складских площадей ОАО «Уралмашзавод» оцениваются в 70—80 тыс. кв. м. Благодаря проведению ряда мероприятий по оптимизации использования данного пространства, решению задачи транспортировки продукции из цеха в цех и усилению контроля за распределением товарно-материальных ценностей, предприятию удалось создать излишек складских площадей.

По словам начальника центра «Логистика» (входит в состав ОАО «Уралмашзавод») Вячеслава Постникова, благодаря эффективному распределению площадей, для нужд самого предприятия будет направлено лишь 6—7 тыс. кв. м. Остальные площади будут сдаваться в аренду сторонним организациям. Сейчас на предприятии разрабатываются проекты системы обеспечения безопасности и реконструкции складских площадей. Одновременно идет процесс компьютеризации: на складах будет создана сквозная автоматизированная система учета, позволяющая прослеживать полный цикл передвижения материальных ценностей.

«Все складское хозяйство ОАО «Уралмашзавод» соответствует современным требованиям и способно удовлетворить потребности клиентов. Оно оборудовано в соответствии с требованиями, которые сегодня предъявляются к складам: есть охранно-пожарная сигнализация, соответствующее освещение, часть складов отапливается. Для более эффективного использования этих площадей планируется закупить новое оборудование (погрузчики, стеллажи), а впоследствии — модернизировать их. Для обеспечения внутрискладских перемещений транспортный парк оснащен электропогрузчиками и электротележками», — рассказал начальник транспортного управления ОАО «Уралмашзавод» Владимир Заложных.

В результате предпринятых решений в Екатеринбурге на базе ОАО «Уралмашзавод» появится современный складской терминал, который будет оказывать полный комплекс транспортно-складских услуг по принципу «от двери до двери». Услугами терминала смогут воспользоваться как предприятия ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», так и сторонние организации. Стоит отметить, что управление уже оказывает логистические услуги ряду компаний-арендаторов, впоследствии круг их будет расширяться.

В результате полного перераспределения складских площадей для обслуживания сторонних организаций будет высвобождено 14 складов, (общая площадь которых составит 53 348 кв. м, грузооборот¬ — 640,2 тыс. т в год), из них — 4 площадки для контейнеров различных видов, в частности среднетоннажных, крупнотоннажных, и пункт подготовки контейнеров, 4 закрытых склада, две открытых площадки, объединенный механизированный автотранспортный склад, площадка тяжеловесных грузов, объединенный механизированный прирельсовый склад, склад временного хранения.

Склады предназначены для всех категорий грузов, в частности палетных, мелкотарных, длинномерных, крупногабаритных грузов, за исключением продуктов питания и опасных грузов. Также предусмотрено хранение 20- и 40-футовых порожних контейнеров.

В качестве потребителей услуг центр «Логистика» выделяет промышленные предприятия, предприятия оптовой торговли, внешнеторговые организации и строительные организации как Екатеринбурга, так и Уральского региона, а также корпоративных клиентов.

Спектр предоставляемых логистических услуг — это все виды перевозок и организация доставки груза по технологии «от двери до двери», погрузо-разгрузочные работы и крепление груза (оформление ПКД), прием, хранение, переработка, упаковка, консолидация и выдача груза, таможенное оформление груза, сервисное обслуживание и ремонт подвижного состава (вагоны и локомотивы), железнодорожных путей и переездов, страхование грузов (перевозка, хранение), охрана и сопровождение грузов, прием, хранение, переработка и выдача груза, поступающего в контейнерах.

По планам ОАО «Уралмашзавод» процесс концентрации складских площадей должен завершиться в мае 2007 года. Но поскольку к IV кварталу 2006 года неэффективно используемые складские площади будут освобождены, в 1 квартале 2007 года предприятие планирует увеличить объем грузооборота для сторонних организаций. В полном объеме складской терминал начнет свою работу со II квартала 2007 года.

По мнению ряда экспертов, доля рынка центра «Логистика» составит 8% от объема местного рынка транспортно-логистических услуг.


Другие материалы по теме: