Правовая поддержка: юридическая служба и аутсорсинг

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает различные варианты организации правового обеспечения работы бизнеса.

Особенности современного российского делопроизводства и специфика организации бизнес-процессов, принятая в нашем обществе, заставляют практически всех хозяйствующих субъектов с разной регулярностью обращаться к услугам юристов. Перед последними могут быть поставлены самые разнообразные задачи, от самых рутинных (таких как юридическая экспертиза договоров с контрагентами) до участия в различных судебных процессах.

При этом любая организация, сталкивающаяся с подобной необходимостью, становится перед выбором: отдавать свое правовое обслуживание на аутсорсинг специализированной юридической компании или создавать собственное правовое подразделение в составе одного или нескольких юристов.

Методы

Аутсорсинг (дословно с английского out-sourcing — «внешние ресурсы») — привлечение сторонних специалистов для оказания услуг и решения определенных задач организаций. Еще несколько лет назад аутсорсинг был достаточно новым явлением для российского бизнеса. Сегодня уже трудно найти компанию, для которой эти услуги были бы в новинку. Между тем в России, в частности в Свердловской области, с каждым годом компаниям становится всё яснее, что без привлечения внешних ресурсов (профессиональных, управленческих, консультационных) им сложно оставаться конкурентоспособными в условиях постоянно развивающегося рынка.

По мнению специалиста по правовым вопросам ЗАО «Юридическая фирма «Правовая защита» Татьяны Андреевой, к услугам аутсорсинга чаще всего прибегают в следующих случаях: во-первых, когда у предприятия нет возможности сформировать рабочее место для юриста. Это подходит небольшим и средним компаниям, которые достаточно жестко экономят как деньги, так и рабочие места; во-вторых, если предприятие достаточно большое, а в штате его есть один юрист или небольшой юридический отдел, занимающийся решением текущих вопросов компании, но не имеющий возможности решать редко возникающие узкоспециализированные задачи.

В этих случаях использование услуг внешнего специалиста может быть экономически оправданно, так как оплата его работы окажется ниже, чем затраты компании на создание новых рабочих мест или дополнительное обучение сотрудников.

«Малому и среднему бизнесу для решения правовых вопросов целесообразнее использовать услуги специализированных юридических фирм, заключать договоры на юридическое обслуживание, иметь постоянный доступ к хорошей юридической помощи за умеренную ежемесячную плату», — полагает адвокат «Адвокатского бюро № 35» Виталий Якушев.

Предприятия малого и среднего бизнеса стараются сами разрешить возникающие правовые вопросы и только после этого привлекают специалистов. Тем не менее, согласно мнению экспертов рынка, именно предприятия малого и среднего бизнеса наиболее часто используют услуги привлеченных юридических фирм.

Использование собственной юридической службы обусловлено тем, что собственный юрист, который находится внутри предприятия, имеет более широкий доступ к документации и информации, постоянно общается с людьми и, соответственно, может на ранней стадии идентифицировать потенциально проблемные места, проанализировать или предотвратить правовые риски. Наличие юриста на предприятии необходимо постоянно для решения правовых вопросов. Также немаловажным фактором является наличие в организации закрытой информации, разглашение которой может стать стратегической ошибкой. Именно поэтому аутсорсинг не всегда приемлем.

Представители организаций отмечают, что привлечение специализированных юридических фирм зависит от решения возникающих задач.

«В ООО «Pepsi International Bottlers» (Россия) действует собственная юридическая служба организации, но в зависимости от решения возникающих задач привлекаются специализированные юридические фирмы», — отмечает вице-президент ООО «Pepsi International Bottlers» (Россия) Александр Шальнев.

«Привлечение специализированных юридических фирм зависит от возникающей ситуации, — полагает юрисконсульт ООО «Пальметта» Юлия Журавлева. — В ООО «Пальметта» правовым обеспечением организации занимается собственная юридическая служба в лице юриста-консультанта».

«Аутсорсинг используется, если необходимо привлечь узкоспециализированных специалистов, например патентных поверенных. В основном правовым обеспечением деятельности занимается собственная юридическая служба организации», — считает заместитель генерального директора по правовой работе ОАО «Жировой комбинат» Елена Демиденко.

Аналогичной точки зрения придерживаются директора по корпоративным вопросам целого ряда крупных уральских предприятий.

Несмотря на то что основной формой юридического сопровождения организации является наличие собственной юридической службы, в г. Екатеринбурге юридический аутсорсинг становится довольно распространенным. Более того, наблюдается тенденция, что аутсорсинг чаще используется для решения узкоспециализированных правовых вопросов.

Сочетание

По мнению экспертов, юридическая защита компании является наиболее эффективной, если сочетаются две формы юридического обеспечения. В настоящее время аутсорсинг используется предприятиями различной величины. Как отмечает адвокат — партнер адвокатского бюро «Оферта» Галина Низен, в Свердловской области крупные организации, как правило, предпочитают иметь собственную юридическую службу в лице юридического отдела или юрисконсульта. К услугам сторонних юридических фирм прибегают для решения узкоспециализированных правовых вопросов.

«Иногда используется комбинация юридических форм правового обслуживания, например когда текущее обслуживание осуществляет штатный юрист, а по отдельным специальным вопросам привлекается сторонняя фирма», — отметил директор ООО «Юридическая компания «КОНУС» Алексей Силиванов.

Такого же мнения придерживается адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов Людмила Мехонцева: «Предприятия крупного бизнеса имеют свою собственную юридическую службу для решения ежедневно возникающих вопросов. Собственная юридическая служба предприятия более подвержена влиянию руководителя. Ее деятельность ограничивается решением вопросов, относящихся к деятельности предприятия. Для решения специализированных правовых вопросов предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса следует использовать услуги сторонних юристов».

Бывают случаи, когда крупное предприятие использует аутсорсинг для решения рядовых вопросов, если руководитель посчитает, что специалист организации менее компетентен, нежели привлеченный специалист. Это происходит в ситуации, когда собственная юридическая служба решает определенный круг вопросов, а с вновь возникшим вопросом они ранее не сталкивались. Таким образом, ряд возникающих вопросов разрешается совместно собственной юридической службой и привлеченной.

Следует отметить, что международные организации, расположенные на территории России, прибегают к услугам привлеченных специалистов, несмотря на то что в головной организации есть собственная юридическая служба. Дело в том, что в каждой стране свое право и порядок реализации правовых действий. Это, как правило, организации, которые приобретают недвижимость, решают банковские, кредитные и корпоративные вопросы.

Бренд

Участники рынка подчеркивают, что наряду с решением возникающих правовых вопросов аутсорсинг наиболее часто применяется для правовой защиты бренда. Бренд — это актив, на котором компания, собственно, и зарабатывает деньги, и его надо защищать всеми дозволенными законом средствами. Именно бренд позволяет выделять продукт, товар, услугу общественным сознанием из массы других подобных продуктов. Бренд — это сложившийся имидж, а значит, и самое мощное конкурентное преимущество. Теряя бренд, организация теряет покупателя и, следовательно, деньги. Для нашего региона, где дела по нарушениям исключительных прав еще не носят массового характера, целесообразно прибегать к услугам специализированной фирмы. Как считают участники рынка, бизнес, следовательно, и бренд необходимо постоянно сопровождать юридически.

«Необходимость в правовой защите бренда возникает постоянно. Компания работает на потребительском рынке, поэтому узнаваемость бренда здесь имеет очень важное значение. Мы достаточно часто сталкиваемся с ситуациями, когда необходима правовая защита бренда», — считает директор по корпоративным вопросам ОАО «Кондитерское объединение «СладКо» Елена Чижевская.

«В ситуации, когда необходима правовая защита бренда, логичнее будет прибегнуть к юридическому аутсорсингу. Это связано с тем, что бренд является для компании важной составляющей, поэтому затраты на аутсорсинг могут быть не столь значительными в сопоставлении с последствиями от использования торговой марки другой организацией», — подчеркивает руководитель корпоративных продаж ООО «Комус-Урал» Игорь Горбунов.

Заключение

Выбор формы юридического обеспечения для компании обусловлен несколькими факторами: если предприятию необходимы «стандартные» юридические услуги, то стоимость их на рынке меньше стоимости собственных ресурсов за счет большого предложения и невысокой стоимости внешних специалистов; если необходимо решение правовых услуг, потребность по которым возникает время от времени, это дешевле, чем оплачивать работу специалиста постоянно; если требуется решение специализированных юридических вопросов, в которых специалист организации может быть некомпетентен, например если штатный юрист занимался составлением договоров поставки, кадрами, налогами, но возникла необходимость защитить интеллектуальную собственность (например, товарный знак или изобретение предприятия) или заключить международный контракт.


Другие материалы по теме: