«Ведомости», Елена Мазнева, Алексей Никольский пишут: «Акционеры долетались»

5 декабря 2006 (10:54)

Владельцев авиакомпаний, самолеты которых попали в катастрофу, будут привлекать к уголовной ответственности

За все авиакатастрофы, где прослеживается «коммерческий интерес», ради которого авиакомпании пренебрегли безопасностью, должны отвечать владельцы этих компаний. Так считают Генпрокуратура и Минтранс, что следует из решения их совместной коллегии, прошедшей в октябре.

Все прокуроры субъектов России теперь должны «решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности владельцев компаний-перевозчиков, если катастрофы, повлекшие гибель людей, были связаны с их (владельцев) коммерческим интересом». Поручение в октябре им выдали Генпрокуратура и Минтранс по итогам совместной коллегии, где обсуждалась проблема безопасности полетов.

Подсудный «коммерческий интерес» может выражаться у хозяев авиакомпаний в покупке и эксплуатации контрафактных деталей и приборов для лайнеров, а также в экономии топлива. Копия решения коллегии имеется в распоряжении «Ведомостей». Достоверность документа «Ведомостям» подтвердил чиновник одного из ведомств. А то, что такое поручение получено в регионах, подтвердил сотрудник Московской транспортной прокуратуры. «До прокуроров доведено, что в случае авиакатастроф с человеческими жертвами, если к ним привела экономия перевозчиков на безопасности, следует искать и привлекать к ответственности и владельцев авиакомпаний», — отметил сотрудник московской прокуратуры. В Генпрокуратуре и Минтрансе эту тему наотрез отказались комментировать.

Последние две катастрофы с человеческими жертвами произошли с лайнерами «Сибири» и «Пулково» (сейчас — ГТК «Россия»). У «Сибири» в июле этого года лайнер А-310 выкатился в аэропорту «Иркутск» за пределы полосы и загорелся. Погибли 125 человек. У «Пулково» в августе разбился Ту-154 под Донецком, влетев в грозовой фронт. Погибли 170 человек.

«Россия», правопреемник «Пулково», — 100%-ная госкомпания. Последнее поручение прокуроров актуально для «Сибири», констатирует топ-менеджер одного из ее конкурентов. Расследование дела, возбужденного по факту катастрофы иркутской прокуратурой, продолжается. «Сибирь» указывает в своей отчетности, что более 63% ее акций принадлежит первому заместителю гендиректора Наталье Филевой, супруге гендиректора «Сибири» Владислава Филева. Комиссия Международного авиационного комитета объявила, что причиной иркутской трагедии стала ошибка пилотов А-310. В «Сибири» отказались от комментариев до окончания следствия, получить комментарии иркутской прокуратуры не удалось.

Базовым принципом уголовного законодательства является то, что отвечают за преступления те, кто его совершил, напоминает адвокат по уголовным делам Андрей Андрусенко. Это возможно в том случае, если доказана их причастность к конкретным преступлениям: если они участвовали в исполнительных органах компании, решения которых привели к катастрофе, или подстрекали исполнителей. «Если прокуратура докажет, что специалисты раз сорок просили денег на ремонт самолетов, а владелец компании, зная, что идет на риск, отказывал в этих деньгах, то акционера действительно можно привлечь к ответственности», — рассуждает адвокат по уголовным делам Андрей Князев. Есть примеры, когда в авиакомпаниях «поощряется» экономия топлива, т. е. пилот получает бонусы за то, что лишний раз сэкономил дорогой керосин, добавляют сразу два сотрудника российских авиакомпаний. Но пилоты даже с такими бонусами никогда не станут экономить топливо, если это приведет к катастрофе, успокаивают менеджеры перевозчиков. В любом случае, если прокуроры докажут «подсудную» экономию, которой требовали владельцы авиакомпаний, их гендиректора тоже окажутся под статьей, оговаривается Князев.

Крупные частные авиакомпании — «Трансаэро» (90% под контролем председателя совета директоров Александра Плешакова), «ВИМ-Авиа» (принадлежит предпринимателю Рашиду Мурсекаеву) и «Ютэйр» (более 75% — у структур, связанных с «Сургутнефтегазом»). Собственники перевозчиков никогда не принуждали менеджмент к экономии за счет безопасности, уверяют гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов, глава «ВИМ-Авиа» Роман Пахомов и представитель «Трансаэро» Сергей Быхал.

Представители «Аэрофлота», British Airways и Air Franсe не слышали о подобных делах в России и мире, хотя правовой директор «Аэрофлота» Борис Елисеев признает, что при показаниях менеджмента доказать вину владельца можно. В транспортной индустрии дела против владельцев судов возникают время от времени. Зимой этого года затонул в Красном море египетский паром «Салам-98». Из находившихся на нем 1400 человек спасены были лишь 387. Следствие установило, что у парома был поддельный сертификат безопасности, отсутствовали спасательные плоты и огнетушители. Пожар на судне начался почти сразу после выхода из порта, но владелец парома Мамдух Исмаил не сообщил об этом спасателям и приказал капитану продолжить движение. В итоге Исмаилу предъявили обвинение в халатности, заморозили его счета (включая всех членов семьи). В России самый яркий пример ответственности владельцев компании — дело ЮКОСа, напоминает Князев. В 2003 г. Генпрокуратура решила, что уход от налогов был организован в ЮКОСе «преступной группой», и приговор получили Михаил Ходорковский с Платоном Лебедевым, совладельцы основного акционера ЮКОСа — Group Menatep.


Другие материалы по теме: