«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Лето продолжается, не за горами — новое»

12 декабря 2006 (11:52)

Какой должна быть формула взаимоотношений власти и бизнеса, чтобы сделать российскую экономику социально ориентированной? Имеет ли власть право самоустраняться от своей регулирующей функции? Такие вопросы сегодня возникают часто.

Никто не спорит, что рыночные отношения являются основным инструментом развития экономики — мировая практика и уже наша российская действительность это доказали. Но перспективы движения, его цели должны определяться всё-таки государственной политикой, и власть должна работать на создание в стране, её регионах, городах и весях условий для каждодневного улучшения жизни, В известной мере это — плановое ведение хозяйства. Но не в советском его понимании, когда начертанные в кабинетах «планы партии» лишь косвенно соприкасались с потребностями людей, а в реалистичном — когда задачи ставятся на основе запросов населения, Это так называемые индикативные планы — когда властными структурами разрабатываются прогнозы, программы, составляются бюджеты стратегического развития по всем направлениям. Скажем, Стратегический план развития Екатеринбурга — яркий пример именно такого плана.

Однако на уровне Федерации и субъектов РФ подобных планов, похоже, негусто. Иначе бы мы, на мой взгляд, не складывали в таких количествах деньги в Стабилизационный фонд. Государство в данном случае проявляет себя как худший бизнесмен и слабый банкир одновременно: нет достойных государственных программ — нечего и финансировать.

Да, деньги без идей — это ветер инфляции. Но что мешает такие идеи родить? Что препятствует финансовому их стимулированию? Пора задуматься не столько о пополнении Стабилизационного фонда, сколько о рациональном его использовании. Как говорил в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин, средства, полученные от высоких мировых цен на нефть, должны служить развитию экономики и повышению уровня жизни населения.

В минувшую пятницу теперь уже вновь избранный президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков в присутствии, кстати, министра экономического развития и торговли РФ Германа ГРЕФА предложил вполне конкретную сферу для применения денег Стабилизационного фонда — прорывное развитие дорожного строительства. По его мнению, затраты на создание современной транспортной инфраструктуры России вовсе не разгонят инфляционную спираль; наоборот, вымощенные автомагистрали и городские улицы будут способствовать снижению издержек при производстве российских товаров и оказании услуг, а значит, удешевят их, сделают конкурентоспособными.

Известно, что на протяжении последних трёх лет в Екатеринбурге дорожно-строительные работы ведутся в объёмах, равных, пожалуй, всему предшествовавшему десятилетию. В этом году город освоит на городских магистралях и развязках почти 1,5 млрд. рублей — чуть не на четверть больше прошлогоднего. Около половины средств в этой сумме, 650 млн. рублей, — муниципального бюджета, и это огромные даже по меркам нашего города деньги. Но по предварительным прогнозам мэрии, только на «расшивку» узких мест на дорогах Екатеринбурга требуется около 20 млрд. рублей. А ведь город развивается, растёт благосостояние его жителей, вообще идёт прирост населения — в ближайшие семь—десять лет понадобится, считают эксперты, дополнительно ещё не менее 15—20 млрд. рублей!

Потянет бюджет муниципалитета такие суммы? Конечно, нет. тут самое время задействовать средства Федерации — по специальной инвестиционной программе, финансируемой из тех же «нефтяных» денег. Да, Правительство России на будущий 2007 год уже выделяет Екатеринбургу 1 млрд. рублей федерального бюджета, рассчитываем на 500 млн. рублей от субъекта Федерации — на возведение развязок. Город закладывает в свой бюджет 1 млрд. 450 млн. рублей в целом на благоустройство, на капитальный ремонт и строительство новых дорог. Но даже такой, казалось бы, весомый финансовый прирост — капля в море, и маяться на наших дорогах в таком случае ещё не одному поколению...

В том, что городу по силам мощное дорожное строительство, убеждают ударные месяцы не только уже летнего периода: сезон дорожных работ у нас значительно сдвинулся. Лето начинаем раньше, завершаем позднее. Были бы деньги — задач и планов у нас достаточно.


Другие материалы по теме: