«Российская газета», Елена Домчева пишет: «Последний чартер»

14 декабря 2006 (10:54)

Депутаты не могут договориться с мелким турбизнесом

В ближайшую пятницу депутаты Госдумы во втором чтении рассмотрят законопроект о введении финансовых гарантий для туристических операторов. Несмотря на многочисленные протесты со стороны региональных туркомпаний, со времени первого чтения документ практически не изменился.

Напомним, что разговор об изменении туристического законодательства ведется с тех пор, как на рынке начали появляться обманутые туристы. Один из самых скандальных случаев произошел в июне с туроператором «Лук-тур», который оставил в Турции без жилья и еды более пятисот россиян. Тогда обманутым и покинутым не удалось взыскать с мошенников ни копейки. Чтобы изменить ситуацию, было решено с 1 января 2007 года отменить «неэффективное» лицензирование компаний. Согласно поправкам в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», подготовленным Ростуризмом и одобренным правительством, лицензирование должны заменить финансовые гарантии. Теперь банки или страховые компании по соглашению с турфирмой станут выплачивать денежную компенсацию, если фирма не сможет выполнить условий договора с клиентом. Для компаний, продающих зарубежные туры, сумма гарантий должна составить 10 миллионов рублей, а для фирм, которые работают исключительно на территории нашей страны, — 1 миллион рублей. Туроператорам такая система, которая, кстати, успешно работает в большинстве стран (Франции, Бельгии, Турции, Украине и других), обойдется в 1 —4 процента от суммы обеспечения. Именно такую премию будут получать от оператора банки и страховщики за свое финансовое поручение. «Для честных операторов это копейки», —заявила недавно один из авторов законопроекта заместитель руководителя Ростуризма Надежда Назина.

Однако для президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, как и для большинства маленьких региональных туроператоров, эта сумма кажется непосильной.

Примерно три года назад подобный законопроект разрабатывало Минэкономразвития, однако суммы фингарантий там упоминались совершенно другие: выездной туризм — 3 миллиона, внутренний — 1 миллион и въездной — нулевая ставка. В новом же законе выездной и въездной туризм объединили под понятием «международный» и подняли ставку больше чем в три раза. «Это нелогично, — говорит Сергей Шпилько. — Иностранные туристы приезжают в Россию уже застрахованными, договоры подписывают с иностранными туроператорами, а не с принимающими российскими. Поэтому фингарантий на въездном рынке — это откровенный блеф, вранье и провокация».

Кроме того, глава союза не понимает, откуда взялась ставка в 10 миллионов рублей. В сопроводительной записке к законопроекту говорится, что размер гарантии напрямую зависит от стоимости одного чартерного рейса. «Но ни один полет столько сегодня не стоит, — говорит Шпилько. — За 10 миллионов можно заказать шесть чартерных рейсов до Испании. Это еще больше меня убедило в том, что авторы законопроекта намерены отсечь от туроператорской деятельности малый и средний бизнес».

Между тем небольшие региональные компании вовсе не против введения финансовых гарантий. Однако их размер должен быть не одинаков для всех, а пропорционален объему продаваемых путевок. «Чем больше у компании прибыль, тем больше она должна платить, — считает Шпилько. — Такая система действует в Австрии, Германии, Японии и других странах и сбоев пока не дала. Россия же решила пойти по украинскому, также не совсем правильному пути».

Между тем депутаты Госдумы и специалисты Ростуризма, похоже, не собираются идти на уступки. Но и оппоненты не собираются сдаваться. В ближайшую пятницу они намерены организовать пикет в центре Москвы.


Другие материалы по теме: