Уральский завод гражданской авиации: «рейдеры» раскрыты

14 декабря 2006 (16:00)

Слияния-поглощения компаний — нормальное рыночное явление, скажет Вам любой финансовый аналитик. Однако в последнее время все чаще процесс приобретения того или иного крупного предприятия носит характер «недружественного захвата», т. е. «рейда».

Природа рейдерства и состав рейдеров со временем изменяются. Так, в 90-х годах на фоне первой волны приватизации, отсутствия адекватной законодательной базы и коррумпированности административных структур рейдерством занимались околокриминальные группировки, действовавшие подчас силовыми методами по подложным документам. «Захват» они понимали буквально, и реальность того времени изобилует примерами, когда объекты хозяйственной собственности «брались» настоящим штурмом.

Сегодня рейдеры сменили тактику. Их инструментами стали юридические казусы и «дыры» в законах, манипулирование рыночной стоимостью акций, корпоративный шантаж, рычаги административного влияния. Также современными рейдерами активно используются различные схемы финансового давления на руководство захватываемого предприятия. Не обходится дело и без определенного пиар-сопровождения «рейда». При этом если ранее захват собственности осуществлялся руками бандитов и уголовников, то сейчас «недружественными» методами поглощения коммерческих предприятий не брезгуют и государственные структуры, примеры чему имеются в экономической истории России последних лет.

В качестве примера попытки рейдерского захвата, осуществляемого в интересах государственных или близких к государственным структур, можно рассматривать ситуацию, сложившуюся вокруг Уральского завода гражданской авиации.

ОАО «Уральский завод гражданской авиации» — одно из немногих машиностроительных предприятий Урала, которое нашло свое место в системе рыночных отношений. Завод специализируется на ремонте вертолетных двигателей и редукторов, осуществляет их сервисное обслуживание в межремонтный период. Одновременно предприятие осваивает выпуск «конверсионной» продукции — яхт, частных самолетов и болотоходов. Сейчас предприятие контролирует более 75% российского рынка ремонта двигателей для вертолетов. Ежегодный доход компании оценивается в $ 40 млн. Только за последние четыре года УЗГА увеличил объем производства практически в 2 раза.

На заводе развиваются инновационные технологии, действует несколько совместных проектов с зарубежными авиапроизводителями. Техника завода поставляется в более чем 18 стран мира. Основными акционерами предприятия являются работники завода, предприятие продолжает поддерживать собственную социальную сферу.

Нет ничего удивительного в том, что прибыльный актив вызвал интерес со стороны рейдеров. Впервые ОАО «УЗГА» оказалось в зоне внимания рейдеров осенью прошлого года. В сентябре — октябре началась агрессивная скупка акций завода, которую проводила некая компания ОАО «РусРегионБизнес. Параллельно в региональных СМИ развернулась агрессивная пиар-кампания с целью дискредитировать менеджмент и дезорганизовать работу предприятия.

«В информационной кампании против УЗГА было инициировано около 60 публикаций. По их результатам прошли проверки прокуратурой, ФСФР, милицией», — заявил помощник коммерческого директора ОАО «УЗГА» Александр Плотников.

Особенно активно обсуждалась тема аварии вертолета в Малайзии. Уральский завод гражданской авиации тогда обвинили в использовании контрафактных дисков для ремонта двигателя потерпевшего аварию вертолета. По данным фактам были проведены проверки, в том числе прокуратурой и ФСБ, которые полностью исключили вину завода. Более того, все подобные мероприятия подтвердили, что производственный процесс на УЗГА соответствует всем нормам и стандартам отрасли.

«Проверки подтвердили, что все работы на УЗГА ведутся в строгом соответствии с авиационными правилами. Вообще же, вся деятельность заводов гражданской авиации России находится под контролем 3 организаций: ИКАО, Межгосударственного авиационного комитета, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», — сообщил в то время исполнительный директор Ассоциации ремонтных предприятий воздушного транспорта России («Авиаремонт») Вячеслав Тимошкин.

«Ассоциация «Авиаремонт» опросила большинство заказчиков УЗГА. Все опрошенные заказчики ОАО «Уральский завод гражданской авиации» оценивают качество работы предприятия только на «хорошо» и «отлично», — резюмировал В. Тимошкин.

Таким образом, первая попытка рейдеров дестабилизировать ситуацию на заводе провалилась во многом благодаря грамотному менеджменту и правильной пиар-стратегии предприятия. Несмотря то что все признаки рейдерской атаки были практически налицо, в отсутствие доказательств руководство завода удержалось от обвинений каких-либо определенных структур в попытке «недружественного захвата».

«Когда регистратор информировал нас о попытке изъятия нашего реестра акционеров, мы за неделю консолидировали большую часть акций: часть людей, которые захотели остаться в доле, объединили в юридические лица. Поэтому несмотря на то, что какие-то структуры покупали акции по цене 700 тыс. руб. при номинальной стоимости в 100 руб., им удалось скупить лишь 0,5% наших акций», — заявил тогда один из руководителей ОАО «УЗГА».

Несмотря на то что активная фаза рейдерской атаки завершилась в мае этого года, предприятие не перестало ощущать на себе определенное давление. Одним из его проявлений стало резкое изменение позиции одного из «смежников» УЗГА — санкт-петербургского ФГУП «Завод имени В.Я. Климова». Это предприятие владеет авторским правами на ряд изделий авиационной техники, ремонт которых производится уральским предприятием, и осуществляет над процессом их ремонта авторский контроль. Как отмечают на Уральском заводе гражданской авиации, практически сразу после начала рейдерской атаки Завод имени В.Я. Климова резко изменил свое отношение к уральскому партнеру, обвинив его в многочисленных нарушениях при ремонте двигателей. На протяжении последнего года Заводом имени В.Я. Климова было инициировано несколько проверок в рамках авторского надзора. Ссылаясь на многочисленные нарушения, выявленные в их ходе (большей частью преувеличенные, а некоторые — просто надуманные), петербургский ФГУП в одностороннем порядке отказал УЗГА в авторском сопровождении. Одновременно Завод имени В.Я. Климова начал затягивать поставки собственной продукции на УЗГА. В результате снизились объемы производства, под угрозой срыва оказался ряд контрактов и сама деятельность завода в целом.

По мнению целого ряда экспертов, действия Завода имени В.Я. Климова демонстрируют его возможную связь с предполагаемым рейдером. Это тем более очевидно, что последние события на российском рынке авиатехники наглядно продемонстрировали, кто может стать «захватчиком» Уральского завода гражданской авиации.

С высокой долей вероятности им можно назвать ОАО «ОПК «Оборонпром» — государственный вертолетостроительный холдинг, аккумулирующий активы авиастроительных предприятий по всей России. Дело в том, что рейдерская атака, аналогичная той, что осенью прошлого года испытал УЗГА, этим летом повторилась в другом регионе России. Через скупку акций у миноритарных акционеров ОАО «ОПК «Оборонпром» завладело контрольным пакетом ОАО «Электромашиностроительный завод «Лепсе» в Кировской области. При этом, по сообщению региональных СМИ, так же как и в случае с УЗГА, ОПК действовал не напрямую, а поручил скупку акций ИК ОАО «РусРегионБизнес», которое осуществляло сделки через местную региональную финансовую компанию «Ажио».

В результате скупки акций структуры, близкие к «Оборонпрому», вошли в число акционеров предприятия. После этого на заводе «Лепсе» произошла попытка смены руководства, предприятие должен был возглавить Александр Вознесенский, который в последнее время занимал должность заместителя генерального директора санкт-петербургского ФГУП «Завод имени В.Я. Климова», что подтверждает ангажированность этого предприятия московским холдингом.

Впрочем, в последнее время и руководство «Оборонпрома» не скрывает своего интереса к Уральскому заводу гражданской авиации, рассматривая его в качестве актива, привлекательного для поглощения, в том числе и через использование «подставных» компаний. Саму практику подобных поглощений руководство холдинга не отрицает.

«Переговоры [с УЗГА] ведут дружественные нам структуры. В структуре «Оборонпрома» есть заводы, пакетами акций которых он владеет напрямую. Соответственно, те компании, которые ведут переговоры [с УЗГА], будут покупать акции на себя, но при желании, конечно, могут передать их в управление «Оборонпрому», — сообщил одному из региональных информационных агентств пресс-секретарь ОАО «ОПК «Оборонпром» Илья Якушев. Не исключено, что одной из таких структур как раз является «РусРегионБизнес».

Представители ОАО «Уральский завод гражданской авиации» подтверждают информацию о том, что структуры, близкие к «Оборонпрому», выходили на руководство предприятия с предложением приобрести констрольный пакет акций. Однако их предложение не устроило акционеров по целому ряду пунктов. Во-первых, форма приобретения не соответствовала установленной законодательством. «Они предлагали подписать простой договор передачи акций, без проведения необходимых в этом случае процедур согласования передачи контрольного пакета и регистрации в соответствующих органах. Такой документ не имеет юридической силы и может быть оспорен судом. Нас это не устраивает», — отметили на предприятии. Кроме того, акционеров УЗГА не устроила и сумма, предложенная «Оборонпромом». По словам представителей предприятия, она оказалась в несколько раз ниже их рыночной стоимости.

Однако подобная неуступчивость, похоже, не останавливает московский холдинг. Более того, генеральным директором ОАО «Оборонпром» Денисом Мантуровым не раз высказывалась мысль о том, что стоимость некоторых активов, которые его компания хочет приобрести, «сильно завышена» и он готов применить определенные схемы для того, чтобы её уменьшить.

Не исключено, что именно такую задачу по «уменьшению стоимости акции» предпринимает сейчас Завод имени В.Я. Климова в отношении УЗГА. Отказывая уральскому производителю в авторской поддержке, не давая возможности пользоваться лицензией, срывая поставки запасных частей, петербургский завод наносит серьезный ущерб работе своего коллеги. На самом предприятии не исключают, что в случае, если Завод имени В.Я. Климова все же добьется разрыва договора авторского сопровождения, ряд производств на УЗГА просто встанет. В результате будет нанесен серьезный финансовый ущерб не только заводу, но и всей авиационной отрасли России: без ремонта останется 70% вертолетного парка страны. При этом следует отметить, что подобное поведение подходит под целый ряд статей административного и уголовного кодексов, законов, в том числе о недобросовестной конкуренции и о принуждении к сделке.

О том, насколько верны подобные предположения, можно будет судить уже в самое ближайшее время. С 11 декабря на Уральском заводе гражданской авиации начала работу очередная проверка, организованная в рамках «авторского надзора» ФГУП «Завод имени В.Я. Климова». По мнению экспертов, по её итогам можно будет судить о степени вовлеченности петербургского завода в «рейдерскую» схему, реализуемую ОАО «Оборонпром».

Пока же оправдываются самые пессимистичные прогнозы уральских авиаторов. «Проверяющие явно стремятся обнаружить какие-нибудь серьезные нарушения, выступают с необоснованной критикой и замечаниями. Их позицию сложно назвать конструктивной. Для того чтобы сделать их исследование более объективным, мы вынуждены были прибегнуть к услугам независимых московских специалистов. Но пока рано делать какие-либо выводы о работе комиссии и говорить об объективности её выводов, так как проверка еще не завершилась», — отмечают на ОАО «Уральский завод гражданской авиации».


Другие материалы по теме: