«Уральский рабочий», Виктор Клочков пишет: «Про мелкие бриллианты и жидкий суп»

19 декабря 2006 (10:56)

На днях Банк международных расчетов (BMP) сообщил, что россияне держат на депозитах в иностранных банках сумму, равную годовому бюджету страны. Что заставляет вспомнить о приоритете борьбы с бедностью и о том, каково сейчас в России соотношение между богатыми и бедными.

Отметим, что по сравнению с прошлым годом число российских денег за рубежом возросло в 1,5 раза. Но справедливости ради следует сказать, что это в основном средства, вырученные от продажи акций. Ведь если российская компания продает свои активы за рубежом или, наоборот, покупает иностранные, то в любом случае нужен счет или депозит в заграничном банке. А в результате деньги там и остаются.

И вот какие огорчительные данные приводит специализированный сайт Mergers.ru. Если активность российского бизнеса по приобретению собственности за рубежом за 9 месяцев текущего года возросла, то иностранного в России, наоборот, упала. Как считает независимый эксперт Юрий Игнатишин, тем самым российским бизнесом реализуется схема самозащиты, чтобы уменьшить политические риски в связи с ожидаемой сменой власти в 2008 году и приходом нового президента.

Есть еще одна причина утечки капитала — крупные национальные компании достигли пределов развития внутри России и потому пытаются раздвинуть границы своего бизнеса. И эту причину уже упомянутый выше Ю. Игнатишин называет главной. «Особенно это касается ТЭКа и металлургии, — говорит он. — Рынки поделены, игроки известны, договориться о продаже или объединении не могут, поэтому выходят на международные рынки».

И все равно масштабы оттока капиталов поражают. Скажем, в Лондоне российские граждане только недвижимости скупили за последние годы более чем на 4 млрд долларов.

Хотя если исходить из рыночной логики, то должно быть по-другому. Ведь средняя доходность инвестиций в России составляет 16—20% против 5—12% за рубежом.

Отчасти объяснение этому парадоксу знают в Счетной палате и Федеральной антимонопольной службе (ФАС). По их данным, только во время государственных закупок товаров и услуг за казенные деньги было уворовано порядка 300 млрд рублей. По словам же первого заместителя министра внутренних дел РФ Александра Чекалина, «взятка в конверте стала анахронизмом, а оплата услуг крупному чиновнику осуществляется все чаще в безналичной форме, на иностранные счета».

Однако проблема в том, что за свои капиталы боятся не только жулики и коррупционеры, но и честные предприниматели. В условиях, когда законодательство грешит множеством неопределенностей, а коррумпированный госаппарат всесилен, единственный способ защитить свое достояние — вывезти его за рубеж.

Одновременно с этим приходится констатировать, что безопасность и качество жизни даже в крупных городах России растут крайне медленно. Что в значительной степени обесценивает личные состояния. Как емко выразился один бизнесмен: «За минувшие пять лет я увеличил свой достаток в десять раз, но улицы вокруг остались те же». Опять-таки единственный выход — сменить место жительства если не на Лондон, то на Прагу.

Но круг замыкается. Страна не может стать комфортной, пока в ней столько бедных людей. То же самое относится к формированию правового государства — оно всегда опирается на гражданское общество, а последнее не может состоять из голодных людей! У нас же пока только 14% населения может быть отнесено к «среднему классу». По данным же Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), бедных в России не 17%, как принято официально, а 42%!

— Кого у нас сегодня относят к бедным? — спрашивает руководитель ВЦУЖ профессор Вячеслав Бобков. — У кого доход ниже прожиточного минимума. А жилищные условия? Допустим, семья из пяти человек имеет душевые доходы повыше прожиточного минимума. И занимает две маленькие комнатушки на первом этаже дома-развалюхи, где ни водопровода, ни газа, а туалет во дворе. И нет денег на улучшение жилищных условий. Разве это не бедность?.. С учетом плохих жилищных условий, изменить которые граждане не могут, численность самого нижнего класса бедных... 60 миллионов человек. И еще примерно столько же — неустойчивый «переходный» слой населения.

Но борьба с бедностью немыслима без подъема экономики. Для которого вроде бы очень могли пригодиться те почти 220 млрд долларов, помещенных российскими гражданами в зарубежные банки. Правда, если посмотреть на ту легкость, с которой российские банки выдают потребительские кредиты, недостатка средств и внутри страны нет.


Другие материалы по теме: