«Деловой квартал», Михаил Старков пишет: «36,6» вырастет за счет «Атолл-Фарма»

15 января 2007 (12:58)

Федеральная компания «36,6» приобрела екатеринбургскую аптечную сеть «Атолл-Фарм». Поглощение местного оператора такого масштаба происходит впервые. Участники рынка сходятся во мнении, что в ближайшие два года розничный фармацевтический рынок Екатеринбурга будет перекроен в пользу крупных дистрибьюторов, развивающих сетевую розницу.

Комментариев о сделке стороны не дают. Факт продажи подтверждает Валерий Лоскутов, председатель Урало-Сибирской фармацевтической ассоциации; «Соглашение подписано, осталось выполнить формальные процедуры. Продан весь бизнес, включая и оптовую структуру. По договоренности генеральный директор аптечной сети Александр Кустовский продолжит руководить фирмой еще один год. В течение трех месяцев после продажи никаких изменений в работе «Атолл-Фарма» не предвидится».

Весь бизнес медико-фармацевтической компании «Атолл-Фарм» включает 45 аптек, из них 28 — в Екатеринбурге (в том числе две ветеринарных), 12 — в Свердловской области и пять — в Тюмени, а также оптовый отдел. Доля прибыли от розницы и опта примерно одинакова.

По оценкам Ларисы Тихомировой, директора компании «Легальный бизнес», за «Атолл-Фарм» аптечная сеть «36,6» заплатила около $20 млн.

Некоторые из екатеринбургских игроков считают эту цифру завышенной, другие — близкой к истине.

Юрий Гарбузов, директор аптечной сети «Йодлик»: «На мой взгляд, «Атолл-Фарм» — единственная в Екатеринбурге сеть с правильно выстроенной экономикой и рациональным подходом к ценообразованию. В отличие от «Лекарств Урала» и «Здравника», арендующих муниципальные помещения, они строили аптеки сами. И теперь собственная недвижимость стала одним из решающих аргументов при заключении сделки».

Фактически сеть «36,6» появилась в Екатеринбурге еще в 2005 г. и до нынешнего дня открыла четыре аптеки в центре города. Компания озвучила намерение к 2008 г. занять около 20% екатеринбургского рынка. Такой скачок возможен только при покупке одного или двух крупных операторов. Рыночную долю «Атолл-Фарма» в столице Урала эксперты оценивают в 10-12%.

Чтобы получить заявленные 20% (или больше), федеральной сети придется купить еще одного оператора. Как сообщают эксперты, предложения о продаже бизнеса поступили также аптечным сетям «Живика», «Здравник» и «Радуга». Наиболее вероятным кандидатом на продажу местные игроки считают сеть «Здравник».

Андрей Рожков, один из владельцев «Здравника», отметил, что переговоры о продаже бизнеса с компанией «36,6» начались еще два года назад: «Как деловой человек, я понимаю — у всякого предприятия есть начало и конец. Если будет нормальная цена и нормальный партнер, я не вижу причин, чтобы отказываться от продажи «Здравника». Но пока решение не принято». По некоторым данным, на переговорах с руководством «Здравника» представители «36,6» предлагали $15 млн.

Многие участники екатеринбургского фармацевтического рынка полагают, что бизнес «Здравника» так и следует оценивать, учитывая, что большую часть аптек сеть арендует. Другие уверены, что собственники «Здравника» могут продать бизнес федеральной сети «Ригла», которую руководство «36,6» считает одним из главных своих конкурентов. В 2003 г., когда «Ригла» открывала в Екатеринбурге первые аптеки, возможность объединения с сетью «Здравник» уже рассматривалась. Но тогда союз так и не состоялся. А сейчас для желающих продать бизнес федеральным операторам время самое подходящее.


Другие материалы по теме: