«Деловой квартал», «Свободу электроэнергетике!»
22 января 2007 (13:58)
Потребителям электроэнергии добавят забот
О необходимости реформирования российского рынка электроэнергии сказано столько, что даже скептикам ясно — другого пути нет. Прежняя организационная структура отрасли во многом воспроизводила советскую планово-распределительную систему. В начале XXI века государство объявило о стремлении перейти к рыночной модели производства и сбыта энергии.
Очевидные плюсы
Понятно, что зарождающаяся конкуренция между коммерческими организациями и право покупателя самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии должны привести как к снижению цен на электроэнергию, так и к улучшению качества обслуживания потребителей.
На первых этапах реформы были разделены ранее совмещенные и монополизированные функции по производству, передаче и сбыту электроэнергии. Такой шаг позволил сконцентрировать внимание компаний на развитии и улучшении вверенных им направлений деятельности. Сетевые организации занимаются сегодня исключительно передачей электроэнергии, а сбытовые выступают в качестве посредника при заключении договора купли-продажи электроэнергии.
Особым статусом наделен «гарантирующий поставщик» — сбытовая организация, обязанная в границах своей зоны деятельности заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи) с любым обратившимся потребителем; в то время как прочие энергосбытовые компании свободны в выборе клиентов, причем некоторые из них могут применять договорные цены на поставляемую электрическую энергию. На первый взгляд, ситуация меняется к лучшему. Но в этой бочке виртуального меда есть существенная ложка дегтя.
Конкуренция или мираж?
К сожалению, реальная конкуренция, ради которой все затевалось, ограниченна — основной блок потребителей по-прежнему находится у гарантирующих поставщиков (вчерашних монополистов). Клиенту, пожелавшему перейти на обслуживание к независимой энергосбытовой организации, придется компенсировать убытки гарантирующего поставщика, связанные с таким переходом. Скажем, уходя в январе, он должен заплатить «отступные» за период с февраля по декабрь. На мой взгляд, это замаскированное крепостное право.
Вместе с тем четкой методики расчета подобной «компенсации» до сих пор нет, и это обстоятельство может привести к череде судебных разбирательств между гарантирующими поставщиками и потребителями электрической энергии.
Технические проблемы
Согласно новым «Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», все потребители розничного рынка электроэнергии условно разделены на три группы. Первая — это граждане, во вторую вошли потребители с установленной мощностью оборудования менее 750 кВА, в третью — предприятия с мощностью более 750 кВА. На плечи последних ложатся новые обязанности, связанные с энергопотреблением.
Среди наиболее острых — обязанность почасового (!) планирования объемов потребления электроэнергии. Причем необходимая информация должна передаваться энергосбытовой организации или гарантирующему поставщику за два месяца до начала календарного года с разбивкой по каждому часу суток на все 365 дней и уточняться не менее чем за двое суток до момента потребления. Это огромный объем работы, требующий высокой степени детализации, аналитики и трудозатрат. Без дополнительного технического обеспечения такая работа невозможна, а адекватные предложения только появляются.
Сейчас на оптовом рынке используются дорогостоящие автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электрической энергии (АИИС КУЭ) стоимостью в среднем 2-2,5 млн руб. В условиях оптового рынка эта система окупается за два-три года. Для розничного рынка необходимы более простые технические решения и по составу оборудования, и по стоимости.
Кроме того, в отношении потребителей второй и третьей групп вводится обязанность компенсировать стоимость отклонений фактического объема потребления от договорного. Оплата за подобные отклонения будет осуществляться в соответствии с правилами, которые пока не утверждены. В итоге риски оптового и розничного рынков уравновешиваются. При очевидной разнице цен это приведет к существенному удорожанию электроэнергии для потребителя.
Потребитель заказывает музыку
Как показывает опыт, энергопотребители в большей степени уделяют внимание стоимости электрической энергии и в меньшей — условиям ее приобретения (учету и планированию). И новый виток реформы заставит многих из них изменить взгляды на сам процесс энергопотребления. Тому, для кого организация почасового учета и планирования объемов потребления электроэнергии уже актуальна, лучше поторопиться. Иначе вы рискуете потерять свои позиции на рынке.
О необходимости реформирования российского рынка электроэнергии сказано столько, что даже скептикам ясно — другого пути нет. Прежняя организационная структура отрасли во многом воспроизводила советскую планово-распределительную систему. В начале XXI века государство объявило о стремлении перейти к рыночной модели производства и сбыта энергии.
Очевидные плюсы
Понятно, что зарождающаяся конкуренция между коммерческими организациями и право покупателя самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии должны привести как к снижению цен на электроэнергию, так и к улучшению качества обслуживания потребителей.
На первых этапах реформы были разделены ранее совмещенные и монополизированные функции по производству, передаче и сбыту электроэнергии. Такой шаг позволил сконцентрировать внимание компаний на развитии и улучшении вверенных им направлений деятельности. Сетевые организации занимаются сегодня исключительно передачей электроэнергии, а сбытовые выступают в качестве посредника при заключении договора купли-продажи электроэнергии.
Особым статусом наделен «гарантирующий поставщик» — сбытовая организация, обязанная в границах своей зоны деятельности заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи) с любым обратившимся потребителем; в то время как прочие энергосбытовые компании свободны в выборе клиентов, причем некоторые из них могут применять договорные цены на поставляемую электрическую энергию. На первый взгляд, ситуация меняется к лучшему. Но в этой бочке виртуального меда есть существенная ложка дегтя.
Конкуренция или мираж?
К сожалению, реальная конкуренция, ради которой все затевалось, ограниченна — основной блок потребителей по-прежнему находится у гарантирующих поставщиков (вчерашних монополистов). Клиенту, пожелавшему перейти на обслуживание к независимой энергосбытовой организации, придется компенсировать убытки гарантирующего поставщика, связанные с таким переходом. Скажем, уходя в январе, он должен заплатить «отступные» за период с февраля по декабрь. На мой взгляд, это замаскированное крепостное право.
Вместе с тем четкой методики расчета подобной «компенсации» до сих пор нет, и это обстоятельство может привести к череде судебных разбирательств между гарантирующими поставщиками и потребителями электрической энергии.
Технические проблемы
Согласно новым «Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», все потребители розничного рынка электроэнергии условно разделены на три группы. Первая — это граждане, во вторую вошли потребители с установленной мощностью оборудования менее 750 кВА, в третью — предприятия с мощностью более 750 кВА. На плечи последних ложатся новые обязанности, связанные с энергопотреблением.
Среди наиболее острых — обязанность почасового (!) планирования объемов потребления электроэнергии. Причем необходимая информация должна передаваться энергосбытовой организации или гарантирующему поставщику за два месяца до начала календарного года с разбивкой по каждому часу суток на все 365 дней и уточняться не менее чем за двое суток до момента потребления. Это огромный объем работы, требующий высокой степени детализации, аналитики и трудозатрат. Без дополнительного технического обеспечения такая работа невозможна, а адекватные предложения только появляются.
Сейчас на оптовом рынке используются дорогостоящие автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электрической энергии (АИИС КУЭ) стоимостью в среднем 2-2,5 млн руб. В условиях оптового рынка эта система окупается за два-три года. Для розничного рынка необходимы более простые технические решения и по составу оборудования, и по стоимости.
Кроме того, в отношении потребителей второй и третьей групп вводится обязанность компенсировать стоимость отклонений фактического объема потребления от договорного. Оплата за подобные отклонения будет осуществляться в соответствии с правилами, которые пока не утверждены. В итоге риски оптового и розничного рынков уравновешиваются. При очевидной разнице цен это приведет к существенному удорожанию электроэнергии для потребителя.
Потребитель заказывает музыку
Как показывает опыт, энергопотребители в большей степени уделяют внимание стоимости электрической энергии и в меньшей — условиям ее приобретения (учету и планированию). И новый виток реформы заставит многих из них изменить взгляды на сам процесс энергопотребления. Тому, для кого организация почасового учета и планирования объемов потребления электроэнергии уже актуальна, лучше поторопиться. Иначе вы рискуете потерять свои позиции на рынке.
![]() | Код для вставки в блог | ![]() | Подписаться на рассылку | ![]() | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ОАО «Свердловэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии ...
- С 1 сентября 2006 года в России запущена новая либерализованная модель опто ...
- С 1 сентября ОАО «Свердловэнергосбыт» стал гарантирующим поставщиком электр ...
- ОАО «Свердловская энергогазовая компания»: Мы продолжаем деятельность как н ...
- Правительство РФ внесло изменило порядок определения гарантирующего поставщ ...