«Ведомости», Юлия Белоус пишет: «Обратный отсчет»

13 февраля 2007 (10:15)

МТС и «Вымпелком» уменьшили количество абонентов в России

Стремление российских сотовых операторов порадовать инвесторов высокой доходностью на абонента принесло свои плоды. Абонентская база крупнейшего из них — МТС — похудела за январь более чем на 18 000 россиян, а «Вымпелкома» — почти на 420 000.

По данным аналитической компании ACM-Consulting, в январе число пользователей сотовой связи (количество используемых sim-карт) в России достигло 152,3 млн, увеличившись по сравнению с декабрем 2006 г. на 0,3%. В конце января МТС обслуживала 33,6% российских абонентов, «Вымпелком» — 31,4%, «Мегафон» — 19,7%. Уровень проникновения сотовой связи в стране вырос до 104,9%. В Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 158 и 138 sim-карт соответственно.

В январе МТС и «Вымпелком» установили рекорд по чистому оттоку абонентов. Впервые два крупнейших оператора увеличили количество клиентов лишь в Москве (у МТС стало примерно на 60 000 столичных абонентов больше, а у «Вымпелкома» — на 50 000). Во всех остальных регионах страны количество абонентов, списанных в отток, превысило количество вновь подключенных, и в результате компании «ушли в минус».

Оба оператора прекращают учитывать абонента через шесть месяцев после того, как тот перестает пользоваться платными услугами. Директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская связывает большой январский отток с маркетинговыми акциями, нацеленными на повышение лояльности существующих абонентов. В частности, с 1 июля изменились условия акции «Годовой контракт». Ранее абонент, заключивший контракт с МТС сроком на год, получал 50%-ную скидку на входящие или исходящие звонки (по собственному выбору). Но из-за введения с июля принципа «все входящие — бесплатно» эта скидка снизилась до 15-25%, так что часть абонентов могли отказаться от участия в программе и сменить оператора, предполагает Кохановская.

Менеджер по связям с общественностью «Вымпелкома» Екатерина Осадчая объясняет увеличение оттока тем, что в середине года многие абоненты решили сменить тарифный план. Они не стали платить деньги за смену тарифа, а выбросили старую sim-карту и купили новый контракт «Билайна», оказавшись зачислены и в новые абоненты, и в отток одновременно, предполагает Осадчая. Но абонентами они стали еще в июле, а «мертвыми душами» — лишь сейчас, полгода спустя.

Подключения же к сетям МТС и «Вымпелкома» оставались в январе традиционно высокими, настаивают представители обеих компаний. Их слова подтверждает пресс-секретарь крупнейшего российского продавца сотовых телефонов и контрактов — «Евросети» Очир Манджиков: в прошлом месяце МТС и «Вымпелком» оставались лидерами по новым подключениям в салонах этой компании.

«Отток у операторов был и раньше, но они подключали столько новых пользователей, что в итоге их абонентская база все равно росла», — объясняет партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. Сейчас, говорит он, ситуация изменилась: российский сотовый рынок насыщен, новых абонентов все меньше и меньше, поэтому отток пользователей ведет к сокращению абонентских баз.

Единственным оператором «большой тройки», на котором этот эффект пока заметно не отражается, остается «Мегафон». В январе количество его абонентов в России увеличилось на 447 231 человека. «В отличие от МТС и «Вымпелкома» мы избавляемся от «мертвых душ» не через шесть, а через три месяца, поэтому у нас их никогда не скапливается много», — напоминает пресс-секретарь «Мегафона» Марина Белашева. Кроме того, продолжает она, все маркетинговые акции, проводимые «Мегафоном», направлены не на привлечение новых пользователей, а на стимулирование потребления его услуг существующими абонентами.

Но в МТС и «Вымпелкоме» и не думают расстраиваться. МТС больше не использует уловки, которые прежде позволяли удерживать «мертвые души» в абонентской базе долее полугода, поскольку не хочет размывать ARPU (средний ежемесячный доход от одного абонента), объясняет Кохановская. «Нам важно не количество, а качество наших абонентов», — вторит ей Осадчая. «Это закономерное развитие рынка», — соглашается аналитик J'son & Partners Ирина Астафьева. А ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов считает сокращение абонентов у МТС и «Вымпелкома» даже позитивным фактором — операторы смогут дополнительно повысить ARPU. Рост этого показателя у операторов начался еще в прошлом году: МТС увеличила его в III квартале на 14,7% до $8,6 в месяц, а «Вымпелком» — на 16,2% до такого же уровня.


Другие материалы по теме: