Региональные производители продовольственных товаров испытывают сложности во взаимоотношениях не только с транснациональными и федеральными ретейлерами, но и с местными торговыми сетями

21 февраля 2007 (16:20)

Проблема взаимоотношений продовольственных ретейлеров и региональных производителей становится для Екатеринбурга все более актуальной на фоне прихода на рынок федеральных и транснациональных торговых сетей. Власти Свердловской области и Екатеринбурга заинтересованы в увеличении объемов местного производства. В связи с этим практически все реализаторы активно декларируют свою готовность и, более того, стремление работать с региональными производителями. Между тем в действительности ряд торговых сетей предлагает продукцию региональных поставщиков в крайне ограниченных количествах, а сами производители имеют разнообразные претензии к различным торговым компаниям.

«Я полагаю, что местным производителям продовольственных товаров экономически невыгодно сотрудничать с транснациональными продуктовыми ретейлерами, так как у них высокий входной бонус и низкие закупочные цены», — сообщил УрБК генеральный директор компании «Юниленд-Екатеринбург» Валерий Бубнов. По его словам, в результате на полках крупных дискаунтеров, как правило, представлен ряд товаров низкого качества. В частности, был прецедент, когда под видом масла покупателю предлагался маргарин.

«Но существует и другой аспект деятельности транснациональных сетей, который напрямую касается интересов региональных ретейлеров. Иностранные компании-производители и компании-реализаторы заключают между собой договоры о поставках продукции по крайне низким ценам, которые недоступны местным участникам рынка. Эти договоры подписываются на самом высоком уровне, в центральных офисах компаний. Например, по такой схеме «Данон» поставляет в «Ашан» свои товары. Я считаю, что в этой ситуации необходимо защищать региональных ретейлеров, которые оказываются в тяжелой ситуации», — отметил В. Бубнов.

По мнению исполнительного директора НП «Альянс» Алексея Подоляко, на полках транснациональных сетевых компаний, работающих в сфере продовольственного ретейла, очень мало продукции местных сельскохозяйственных производителей.

«Причина этого лежит в условиях договоров поставки, которые предлагают транснациональные игроки нашим производителям. Они настолько невыгодны по всем позициям, что работать по ним предприятиям области просто нет смысла. Как известно, производитель принимает решение о размещении или неразмещении своего товара на полках того или иного игрока, исходя из экономических соображений. Выгодно работать — товар есть, невыгодно — нет. Формулируя условия договора поставок, транснационалам важно понимать, что продукция наших сельхозпроизводителей востребована на рынке», — считает А. Подоляко.

«Присутствовать же на полках транснациональных операторов товар местных производителей будет только тогда, когда это будет выгодно нашим сельхозпроизводителям», — заключил А. Подоляко.

В то же время у производителей несколько иная точка зрения. «Мы работаем с двумя федеральными продовольственными ретейлерами, «Рамстором» и «Гроссмартом», и практически со всеми городскими сетями, кроме «Купца». С ним в настоящее время мы ведем переговоры, так же как и с «Ашаном», — сообщила УрБК заместитель генерального директора по экономике и коммерции комбината «Хороший вкус» Елена Шанина.

«Мы не сотрудничаем с «Метро», потому что в свое время не достигли договоренности, а после этого не возобновляли попыток, так как приняли во внимание опыт других производителей, у которых возник ряд проблем при поставках товара в «Метро», — отметила Е. Шанина.

«Мы не сталкивались с требованиями ретейлеров не работать с какими-либо другими торговыми сетями. В принципе, екатеринбургские участники рынка отличаются добросовестным отношением к производителям. Негативный опыт мы получили в общении с челябинскими сетями. В частности, одна из компаний выдвинула нам требование выплаты 10 тысяч евро за вход в их структуру», — заключила Е. Шанина.

Ряд производителей продовольственной продукции полагает, что не только транснациональные и федеральные компании предлагают невыгодные условия сотрудничества.

«Работающие в Екатеринбурге продовольственные ретейлеры требуют от местных производителей выплаты слишком крупных входных бонусов, поэтому мы практически не поставляем в Екатеринбург свои продукты», — сообщил УрБК заместитель директора Талицкого молочного завода Владимир Казаков.

«Весной 2007 г. мы планируем начать работать с «Ашаном», так как, по нашим данным, этот реализатор не ставит условием выплату бонусов. Талицкий мясокомбинат уже работает с ним и, если я правильно понимаю, доволен сотрудничеством. Единственный момент — «Ашан» оплачивает продукцию не по факту, а с небольшой отсрочкой. Как правило, расчет за поставленный товар осуществляется через 10 дней после завоза, у «Ашана» этот срок более длителен, но я не считаю это препятствием для совместной работы», — заключил В. Казаков.


Другие материалы по теме: