Продовольственный ретейл: торговые сети против производителей?

Бюллетень «VIP-консультант» анализирует взаимоотношения региональных производителей продовольственных товаров и торговых сетей.

По данным Администрации Екатеринбурга, в 2006 году городскими предприятиями пищевой промышленности произведено 710 тысяч тонн продукции, что составляет 98,6% от годового плана. Рост объемов производства по сравнению с 2005 годом достигает 101,1%. Ассортимент выпускаемой продукции расширен на 169 наименований.

За 2006 год количество продовольственных магазинов в Екатеринбурге увеличилось на 10 предприятий, и на 1 января 2007 года в городе работало 858 точек. Общая торговая площадь розничных магазинов составила 908,7 тыс. кв. м. Кроме того, в Екатеринбурге работает 29 продовольственных торговых сетей, которые объединили 31% магазинов города.

Мнение реализаторов

Проблема взаимоотношений продовольственных ретейлеров и региональных производителей становится для Екатеринбурга все более актуальной на фоне прихода на рынок федеральных и транснациональных торговых сетей. Власти Свердловской области и Екатеринбурга заинтересованы в увеличении объемов местного производства. В связи с этим практически все реализаторы активно декларируют свою готовность и, более того, стремление работать с региональными производителями. Между тем в действительности ряд торговых сетей предлагает продукцию региональных поставщиков в крайне ограниченных количествах, а сами производители имеют разнообразные претензии к различным торговым компаниям.

«Я полагаю, что местным производителям продовольственных товаров экономически невыгодно сотрудничать с транснациональными продуктовыми ретейлерами, так как у них высокий входной бонус и низкие закупочные цены», — сообщил генеральный директор компании «Юниленд-Екатеринбург» Валерий Бубнов. По его словам, в результате на полках крупных дискаунтеров, как правило, представлен ряд товаров низкого качества. В частности, был прецедент, когда под видом масла покупателю предлагался маргарин.

«Но существует и другой аспект деятельности транснациональных сетей, который напрямую касается интересов региональных ретейлеров. Иностранные компании-производители и компании-реализаторы заключают между собой договоры о поставках продукции по крайне низким ценам, которые недоступны местным участникам рынка. Эти договоры подписываются на самом высоком уровне — в центральных офисах компаний. Например, по такой схеме «Данон» поставляет в «Ашан» свои товары. Я считаю, что в этой ситуации необходимо защищать региональных ретейлеров, которые оказываются в тяжелой ситуации», — отметил Валерий Бубнов.

По мнению исполнительного директора НП «Альянс» Алексея Подоляко, на полках транснациональных сетевых компаний, работающих в сфере продовольственного ретейла, очень мало продукции местных сельскохозяйственных производителей.

«Причина этого лежит в условиях договора поставок, которые предлагают транснациональные игроки нашим производителям. Они настолько невыгодны по всем позициям, что работать по ним предприятиям области просто нет смысла. Как известно, производитель принимает решение о размещении или неразмещении своего товара на полках того или иного игрока, исходя из экономических соображений. Выгодно работать — товар есть, невыгодно — нет. Формулируя условия договора поставок, транснационалам важно понимать, что продукция наших сельхозпроизводителей востребована на рынке, — считает Алексей Подоляко. — Присутствовать же на полках транснациональных операторов товар местных производителей будет только тогда, когда это будет выгодно нашим сельхозпроизводителям».

«С поставщиками продовольственных товаров у нас налажены взаимовыгодные партнерские отношения, — заявила пресс-секретарь торговой сети «Купец» Надежда Бурико. — Мы не можем влиять на дистрибуцию поставщика и каким-либо образом контролировать его взаимоотношения с другими торговыми сетями. Конечно, мы работаем только с серьезными поставщиками, которые имеют возможность бесперебойно поставлять продукцию собственного производства. С производителей мы взимаем средства, которые должны быть вложены в продвижение товара данной компании. Причем эта мера выгодна и самим поставщикам, так как в этом случае продукция расходится быстрее и не залеживается на полках. Крупные транснациональные игроки, такие как, например, «Кока-Кола», регулярно проводят акции по продвижению своего товара совместно с какой-либо торговой сетью — это именно то, что могут делать и региональные производители».

Мнение производителей

В то же время у производителей несколько иная точка зрения. «Мы работаем с двумя федеральными продовольственными ретейлерами — «Рамстором» и «Гроссмартом» — и практически со всеми городскими сетями, кроме «Купца». С ним в настоящее время мы ведем переговоры, так же как и с «Ашаном», — сообщила заместитель генерального директора по экономике и коммерции комбината «Хороший вкус» Елена Шанина. — Мы не сотрудничаем с «Метро», потому что в свое время не достигли договоренности, а после этого не возобновляли попыток, так как приняли во внимание опыт других производителей, у которых возник ряд проблем при поставках товара в «Метро». Мы не сталкивались с требованиями ретейлеров не работать с какими-либо другими торговыми сетями. В принципе, екатеринбургские участники рынка отличаются добросовестным отношением к производителям. Негативный опыт мы получили в общении с челябинскими сетями. В частности, одна из компаний выдвинула нам требование выплаты 10 тысяч евро за вход в их структуру».

Ряд производителей продовольственной продукции полагают, что не только транснациональные и федеральные компании предлагают невыгодные условия сотрудничества.

«Работающие в Екатеринбурге продовольственные ретейлеры требуют от местных производителей выплаты слишком крупных входных бонусов, поэтому мы практически не поставляем в Екатеринбург свои продукты», — сообщил заместитель директора Талицкого молочного завода Владимир Казаков.

«Весной 2007 года мы планируем начать работать с «Ашаном», так как, по нашим данным, этот реализатор не ставит условием выплату бонусов. Талицкий мясокомбинат уже работает с ним и, если я правильно понимаю, доволен сотрудничеством. Единственный момент — «Ашан» оплачивает продукцию не по факту, а с небольшой отсрочкой. Как правило, расчет за поставленный товар осуществляется через 10 дней после завоза, у «Ашана» этот срок более длителен, но я не считаю это препятствием для совместной работы», — отметил Владимир Казаков.

По словам начальника отдела службы сбыта и маркетинга ОАО «Жировой комбинат» Павла Лялькова, заявления торговых сетей о желании работать с региональными производителями продовольственных товаров остаются чисто декларативными. В реальности компании-реализаторы в Екатеринбурге повсеместно требуют уплаты высоких входных и ретробонусов. Причем это одинаково относится и к местным, и к федеральным, и к транснациональным участникам рынка, и ни один производитель не может избежать данных условий.

«Дело в том, что сегодня продуктовые ретейлеры активно развиваются, и бонусы для них являются одним из способов развития торговой сети. Поэтому они не организовывают каких-то заговоров между собой — каждый работает сам на себя. Другое дело, что всегда есть более и менее выгодные условия сотрудничества. Например, мы работаем с «Ашаном», планируем работать с «Карнавалом», но не поставляем свою продукцию в «Метро», —отмечает Павел Ляльков.

Выводы

Проблема взаимоотношений отечественных производителей продовольственных товаров и ретейлеров приобрела, по мнению экспертов, значение в масштабах государства. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Москве было проведено Всероссийское совещание по вопросам совершенствования нормативно-правого регулирования потребительского рынка. В его рамках представителям регионов представили проект Федерального закона «О регулировании розничной торговли», который призван урегулировать взаимодействие поставщиков и ретейлеров. Причем аналитики отмечают, что необходимость его издания вызвана частыми конфликтами между производителями и торговыми сетями.

По мнению разработчиков закона, в России участились случаи, когда продавцы предъявляют ряд жестких требований производителям, желающим представить свой товар в магазинах, взимая с производителей плату за «вход» в торговую точку, за позиции на прилавках и витринах, за продажу определенных объемов продукции. По их же мнению, это может существенно ограничить возможности отечественных производителей.

Между тем региональные производители пока не видят решения этой проблемы. Они уверены, что торговые сети используют бонусы в первую очередь как средства на развитие собственного бизнеса, а готовностью сотрудничать с местными производственными предприятиями прикрываются потому, что эта тема сегодня широко муссируется на различных уровнях власти и в средствах массовой информации.


Другие материалы по теме: