В случае принятия закона о потребительском кредитовании, концепция которого одобрена Правительством РФ, нынешние лидеры потребительского кредитования могут стать аутсайдерами

22 февраля 2007 (16:06)

Как сообщает сегодня «Коммерсантъ», Правительство РФ одобрило концепцию законопроекта о потребительском кредитовании, ужесточающего условия работы банков с населением. Документ предполагается принять уже в этом году.

Согласно одобренной концепции, банки будут обязаны раскрывать эффективную ставку по кредитам одной цифрой, причем до заключения договора потребительского кредитования. Сейчас, напомним, реальная стоимость кредитов отличается от заявленной банками и, по данным ЦБ, составляет до 100%. При этом возможное изменение ставки банки должны будут оговаривать заранее. В законопроекте предполагается прописать право заемщиков в течение 14 дней после начала использования кредитных средств отказаться от кредита без объяснения причин. Документ также предусматривает досрочный возврат кредита без комиссий и штрафов.

По мнению ряда экспертов, принятие закона с сохранением заявленного содержания значительно отразится на финансовых показателях кредитных организаций, специализирующихся на предоставлении потребительских кредитов, поскольку сокрытие реальной ставки составляет львиную долю их дохода. Так, по данным ФАС, лидеры потребительского кредитования, благодаря сокрытию реальной процентной ставки, подняли свои доходы в полтора-два раза. В частности, реальная процентная ставка ЗАО «Банк Русский Стандарт» составляет 66% вместо объявленных 29%. Процентная ставка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» — 52% вместо 28,5%, Банка Москвы — 31% вместо 21%.

Аналогично выглядит и ситуация с кредитными картами. Из-за различных «дополнительных условий», которые банки-эмитенты мелким шрифтом вписывают в договоры, среднестатистический пользователь кредитной карты часто выплачивает за ее обслуживание не объявленные 23—28% годовых, а не менее 45—75%.

«Сама концепция законопроекта о потребительском кредитовании будет способствовать очистке банковской системы от не очень этичных методов, которые на сегодня применяют некоторые банки. Вдобавок она позволит кредитным организациям конкурировать на рынке потребкредитования не на уровне «маркетингового бюро» — путем более красочной рекламы и использования более изощренных маркетинговых решений, а на уровне сервиса, дополнительных услуг и т. д.», — сообщил УрБК директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

Стоит отметить, что один из лидеров потребительского кредитования — ЗАО «Банк Русский Стандарт» — не скрывает того, что лишь частично выполняет рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов. Об этом ранее сообщала УрБК советник заместителя руководителя ФАС Марина Саранская. В то же время другой лидер потребкредитования — ОАО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» — не стал предоставлять подобную информацию.

Эксперты сходятся во мнении, что данная законодательная инициатива скажется позитивно на банковском сообществе и самих клиентах банков. К тому же аналитики прогнозируют возможность изменения существующей сейчас расстановки сил на рынке потребкредитования и передела рынка.

«Законопроект благоприятным образом скажется как на самих заемщиках, так и на банковском секторе в целом. Он позволит сузить произвол некоторых кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность в данном сегменте, и сделать систему получения кредитов более понятной. К тому же это сделает ситуацию на рынке потребкредитования прозрачной», — отметил К. Селянин.

«Не исключено, что после того, как новая концепция кредитования вступит в силу, существенно изменятся позиции на данном сегменте рынка: лидеры могут стать аутсайдерами и наоборот», — добавил К. Селянин.

Отметим, рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг» за прошедшие полгода дважды понижало рейтинг ЗАО «Банк Русский Стандарт». «Рус-рейтинг» объясняет это тем, что, несмотря на хорошие финансовые показатели банка, выявляется негативная динамика — снижаются темпы роста кредитного портфеля и активных операций, также отмечается снижение объемов фондирования.

Как ранее сообщало УрБК, в последнее время в Уральском регионе увеличилось количество жалоб населения на оказание некоторых банковских услуг. В частности, в большинстве случаев в жалобах фигурируют две кредитные организации — ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Об этом свидетельствуют регулярные сообщения Территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области и Комитета по защите прав потребителей Администрации Екатеринбурга.


Другие материалы по теме: