Рынок ОМС Свердловской области: федеральная экспансия

Бюллетень «VIP-консультант» анализирует тенденции развития областного рынка ОМС.

Ситуация на рынке медицинского страхования Свердловской области определяется территориальной экспансией крупных федеральных компаний, которая сопровождается тотальным вытеснением или поглощением региональных страховщиков.

Эта тенденция уже в течение нескольких лет обнаруживается в сфере имущественного страхования. Так, по данным инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу, по итогам 2006 года в округе работало 71 местная и 269 федеральных страховых компаний. И, по оценкам специалистов, это не предел развития крупных игроков. Аналитики отмечают, что в будущем в области может вообще не остаться местных компаний. По мнению ряда экспертов, уже сегодня у большинства компаний, имеющих статус региональных, владельцы находятся в Москве.

Между тем до недавнего времени рынок обязательного медицинского страхования являлся исключением из правил. На нем преимущественно работали региональные игроки. Однако в последние два года к ОМС Уральского федерального округа в целом и Свердловской области в частности стали проявлять активный интерес федеральные компании. По мнению региональных страховщиков, этот процесс ознаменовался применением неэкономических форм конкуренции, которые ставят под удар не только интересы участников рынка, но и интересы рядовых граждан, являющихся пользователями услуг медицинского страхования.

Причины экспансии

«Два года назад рынок обязательного медицинского страхования Свердловской области, по мнению экспертов, был одним из лучших в России. Однако ситуация изменилась после того, как к нему начали проявлять интерес федеральные страховщики», — считает директор ООО «Страховая медицинская компания «Урал-Рецепт М» Игорь Щербаков.

По словам участников рынка, изначально, когда ОМС только формировалось как вид страховой деятельности, работа в нем была сопряжена со значительным количеством проблем. Систему нужно было создавать с нуля, а поскольку этот вид деятельности относится скорее к социальному страхованию, чем коммерческому, то быстрых прибылей, таких как, например, в ОСАГО, тут не предвиделось. Поэтому выходить в регионы столичным игрокам смысла не было.

Но когда система работы ОМС была отлажена, а рынки Москвы и Санкт-Петербурга поделены, федеральные компании решили начать продвижение в регионы.

Иллюстрацией ситуации могут служить начавшиеся недавно переговоры о покупке ОАО «РОСНО-МС» компании «Тагил-Медсервис». Основной причиной продажи считается норматив, который устанавливает, что для компаний, занимающихся медицинским страхованием, уставной капитал должен быть сформирован в размере 30 миллионов рублей.

«Мы рассматриваем два варианта выхода компании на региональный уровень: органическое развитие и развитие путем слияния и поглощения. Несомненно, нам интересно расширение бизнеса на региональном уровне, и мы всегда рассматриваем интересные варианты, — сообщили в пресс-службе ОАО «РОСНО». — На данный момент ОАО «РОСНО-МС» ведет переговоры относительно приобретения регионального участника рынка медицинских страховых услуг «Тагил-Медсервис». Пока сделка находится в стадии переговоров, и о сумме приобретения говорить еще рано».

По словам президента Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максима Стародубцева, приобретение федеральным игроком акций регионального страховщика ООО «Тагил-Медсервис» можно расценивать как успех ОАО «РОСНО». Для крупной федеральной страховой компании эта сделка вполне обоснованна, несмотря на некоторую переплату. Приобретение региональной страховой компании — один из немногих оставшихся в распоряжении ОАО «РОСНО» инструментов, позволяющих федеральному страховщику закрепиться в Свердловской области. Если до этого сохранялась возможность расширить свое влияние в регионе, принимая участие в конкурсах по страхованию неработающего населения, то теперь, когда идея проведения подобных конкурсов была забракована местными властями, федеральному страховщику пришлось искать более затратные методы расширения своего присутствия в регионе.

«Сделка может быть непрозрачной. Заявленная цена покупки — от $ 400—600 тыс., но реально может быть выплачена другая сумма. Определенно, часть денег пойдет на закрытие бреши в уставном капитале регионального страховщика. А вот та часть, которая будет выплачена топ-менеджерам, может быть существенно сокращена», — отметил Максим Стародубцев.

Особенности конкуренции

Между тем участники регионального рынка отмечают, что не все федеральные игроки используют добросовестные методы конкурентной борьбы. Наоборот, по мнению ряда экспертов, в связи с их экспансией в Свердловскую область были привнесены черные схемы захвата клиентской аудитории.

По словам Игоря Щербакова, федеральные компании, работающие на рынке обязательного медицинского страхования, проводят агрессивную, на грани фола, политику. К сожалению, и ряд местных страховщиков переняли их методы. В результате на региональном рынке появились даже технологии рейдерских захватов. Попытки урегулировать ситуацию пока ни к чему не привели.

«Дело в том, что ряд компаний в последнее время стараются продвинуться на страховые поля, полученные другими игроками по конкурсу, и при этом используют, если можно так выразиться, грязные методы: порочат конкурентов перед клиентами, вводят потребителей в заблуждение, говоря о необходимости ухода от прежнего страховщика, — считает Игорь Щербаков. — А от этого страдают все: и страховщики, и фонды, и в первую очередь страхователи. Был, например, громкий случай, когда кто-то запустил слух о необходимости смены полисов ОМС. Естественно, в медучреждениях выстроились очереди, и больше всех пострадали, если не в материальном, то в моральном плане, незащищенные категории граждан — пенсионеры и инвалиды. Поэтому, чтобы не страдали граждане, я считаю, что при выходе на рынок компании должны использовать цивилизованные методы работы».

По словам Максима Стародубцева, рынок обязательного медицинского страхования может быть поделен между крупными федеральными компаниями. «В настоящее время на рынке ОМС фактически идет борьба между малыми и средними компаниями и крупными структурами, имеющими административный ресурс на уровне государства. Эти структуры уже поделили между собой 70% рынка и ведут наступление на оставшиеся 30%», — отметил Максим Стародубцев.

Союз медицинских страховщиков

Для выхода из сложившейся ситуации ряд местных страховщиков приняли решение объединиться в профессиональный союз. По словам экспертов, задача союза — выработать общие принципы работы на рынке, в том числе участия в конкурсах.

«Во-первых, мы сталкиваемся с давлением общероссийских страховщиков, которые активно пытаются завоевать региональный рынок. Во-вторых, перед компаниями, осуществляющими услуги по медицинскому страхованию, регулярно встает ряд специфических вопросов, в частности проблема нехватки лекарственных средств, которые нужно решать в короткие сроки, и не поодиночке, а сообща, — заявил директор страховой компании «Дормедсервис» Сергей Суханов. — Существующий союз страховщиков «Белый соболь» объединяет не только медстраховщиков, поэтому многим его участникам чужды наши проблемы. Кроме того, после конфликта со смещением прежнего руководителя союза Александра Фонарева и назначением Александра Злыгостева «Белый соболь» действует уже не так слаженно, как раньше».

«Эта организация создана не в пику другим объединениям участников страхового рынка, мы не собираемся ни с кем конкурировать. Дело в том, что в «Белый соболь» входят различные компании, как правило занимающиеся страхованием рисков. В большинстве случаев им чужды наши проблемы, а нам — их. К сожалению, наша новая организация до сих пор не зарегистрирована. Этот процесс затянулся, такое впечатление, что кто-то препятствует регистрации», — отмечает Игорь Щербаков.

Как сообщил Максим Стародубцев, инициаторы создания союза дважды подавали документы на регистрацию этой организации, однако добиться ее оказалось непросто. Но документы были снова поданы, и страховщики надеются, что через две недели регистрация все-таки состоится.

Между тем далеко не все компании, работающие на рынке ОМС Свердловской области, стремятся стать членами новой общественной организации. Ряд участников рынка полагают, что союз не сможет стать реальной защитой страховщиков от федеральной экспансии, так как в принципе не обладает механизмами, способными противостоять крупнейшим компаниям, осваивающим этот рынок в масштабах всей страны.

«Я не планирую входить в состав союза медицинских страховщиков, — сообщил генеральный директор СК «Белая Башня — Здоровье» Борис Вологженинов. — Во-первых, создание этой организации было проанонсировано несколько месяцев назад, и то, что она до сих пор не оформлена, говорит, с моей точки зрения, о наличии разногласий между ее организаторами. Во-вторых, я полагаю, что союз медицинских страховщиков будет лоббировать интересы только отдельных его членов, а не всей общественности, работающей в сфере медицинского страхования».

Выводы

Крупные страховые компании федерального уровня продолжают процесс вытеснения с рынка региональных игроков. Эта тенденция отмечается и на рынке страхования Свердловской области. Экспансия приводит к снижению числа местных игроков и росту количества компаний со «столичными» капиталами. Исключением не стал и рынок обязательного медицинского страхования, который, по оценкам экспертов, относительно недавно стал ареной борьбы региональных и федеральных страховщиков.

По мнению аналитиков, фактически на стороне «федералов» находится законодательство РФ. Напомним, что согласно указу № 721 о недостаточном уровне капитализации страховых компаний страховщики должны увеличить свой уставной капитал до следующего уровня: компании, предоставляющие универсальный спектр услуг, — до 30 миллионов рублей, компании, страхующие жизнь, — до 60 миллионов и перестраховщики — до 120 миллионов рублей. До этого у страховщиков, не занимающихся страхованием жизни, размер уставного капитала должен был составлять не менее 20 миллионов, у страховщиков жизни — 40 миллионов, у компаний, осуществляющих входящее перестрахование, — 80 миллионов. Очередной этап этого процесса завершился 1 июля 2006 года, последний намечен на 1 июля 2007 года.

Естественно, крупным федеральным компаниям, обладающим разветвленной филиальной сетью, легче соответствовать требованиям законодателя, чем региональным страховщикам.

В то же время этой экспансии способствует и тот факт, что и в самой страховой среде области нет единства. Участники рынка не могут прийти к консенсусу относительно ряда вопросов. В этой ситуации практически невозможно спрогнозировать судьбу союза медицинских страховщиков. Недоверие к общественной организации, которая фактически еще не действует, является одним из показателей атмосферы в данной сфере бизнеса в целом. Специалисты считают, что вкупе все эти факторы, вероятно, приведут к поглощению областного рынка федеральными игроками.


Другие материалы по теме: