Максим Красников: При развитой сети очень важна тонкая настройка

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор Екатеринбургского филиала ОАО «УРСА Банк» Максим Красников.

— Максим Владимирович, поводом нашей встречи стало открытие 15-го дополнительного офиса в Екатеринбурге. С чем связано расширение филиальной сети ОАО «УРСА Банк» в Екатеринбурге, какие цели преследует банк, открывая новые офисы?

— Существующую сеть мы рассматриваем как живой организм, который должен постоянно развиваться, изменяться, преобразовываться. Главная цель расширения филиальной сети, как и многих других действий, предпринимаемых екатеринбургским филиалом, — это увеличение нашей доли на банковском рынке города.

Исторически она достаточно высока. Однако сейчас перед нами поставлена новая, весьма амбициозная задача — увеличить рыночную долю УРСА Банка в Екатеринбурге в два раза.

Это серьезная долгосрочная задача. И развитие филиальной сети должно стать одним из основных методов достижения этой цели.

Вторая важная задача — повышение качества обслуживания клиентов, уровня предоставляемого сервиса. Мы стремимся в прямом смысле слова стать ближе к клиенту, избавить его от необходимости совершать долгие поездки, тратить лишнее время для того, чтобы получить банковское обслуживание. Поэтому мы выбираем для новых офисов те районы, где поблизости еще нет наших подразделений. При этом мы внимательно анализируем существующую клиентскую базу, выделяем районы, где живет значительное количество наших клиентов, и стараемся открыть филиал ближе к месту их проживания. Учитывая потребности наших клиентов, их территориальное расположение, мы стремимся стать к ним ближе. Так, недавно были открыты офисы на Уралмаше и около вокзала. Последний особенно удобен для людей, работающих в Екатеринбурге, но живущих в пригороде. В новых офисах банка клиенты часто благодарят за то, что в их районе открылся наш офис.

Третья задача — это повышение эффективности наших офисов. Для ее осуществления мы расширяем сеть, изменяем стандарты работы офисов, время рабочего дня, наполнение услугами и продуктами, а иногда и закрываем некоторые офисы.

— Какова специализация открываемых офисов? Являются ли они универсальными или узкопрофильными?

— Мы стараемся разумно сочетать оба этих принципа. С одной стороны, большинство наших офисов имеют ту или иную специализацию. Но в то же время мы стараемся, чтобы в каждом их них была в полной мере представлена линейка наших продуктов. Новые офисы универсальны: здесь обслуживаются частные клиенты, а для комфортного обслуживания корпоративных клиентов существуют специально оборудованные зоны в каждом офисе.

В основном сегодня, как и прежде, корпоративных клиентов обслуживают офисы на Чебышева и на Горького, но сейчас в любой из городских офисов корпоративный клиент может прийти, открыть счет, получить консультацию по кредитам и сделать заявку на их получение.

У нас есть специальные продукты для малого и среднего бизнеса, которые мы будем тиражировать в том числе и в новых офисах. В ближайшее время в ряде дополнительных точек появятся кредитные эксперты по кредитованию малого бизнеса. И буквально с апреля-мая нашим клиентам не нужно будет ездить в наши головные офисы для обслуживания корпоративных клиентов, они смогут получить услуги по кредитованию в близко расположенных офисах — «На Космонавтов», «Европейский» и ряде других.

Кроме того, в каждом новом офисе мы создаем удобную зону выдачи кредитов — ипотечного, автокредитования. Это активно развивающиеся продукты, на которые мы делаем ставку и в новых офисах, и в уже давно действующих. Мы создаем условия для того, чтобы клиент мог получить качественную консультацию, сделать заявку на кредит в любом офисе, не обращаясь в специализированный ипотечный центр. Все это можно сделать во всей нашей сети в Екатеринбурге.

— Развитие каких направлений банковского бизнеса определяло стратегию банка в последнее время? Какие продукты станут определяющими в ближайшем будущем?

— С 2004 года мы начали программу по активному продвижению на региональный рынок потребительских кредитов, прежде всего их наиболее доступной для массового потребителя формы — экспресс-кредитов. Именно этот продукт оказался наиболее востребованным нашими клиентами: мы открывали офис и буквально сразу выстраивались очереди за потребительскими кредитами. Первую волну спроса мы удовлетворили.

Сейчас этот продукт начинает устаревать. Рынок потребительского кредитования растет, на нем появляются новые интересные предложения. Банки меняют продуктовую линейку, и мы тоже не исключение. Экспресс-кредит постепенно трансформируется, наиболее очевидным направлением развития становится применение кредитных карт. В нашем банке работа по внедрению подобного продукта уже ведется.

В этом году в рознице получило активное развитие ипотечное кредитование, у нас хорошие результаты и в целом по банку, и в Екатеринбурге. Наше предложение достаточно интересно потребителю, оно имеет заметные отличия от стандартных продуктов подобного рода, в том числе в части сервисных возможностей и скорости обслуживания: оно однозначно не дороже, без каких-либо скрытых комиссий. У нас широкая линейка ипотечных продуктов: мы предлагаем не только стандартные продукты, но и ипотеку коммерческой недвижимости, вводимого жилья, коттеджей, активно кредитуем под залог имеющегося жилья. Можем с гордостью сказать, что УРСА Банк внесет свою лепту в программу «Доступное жилье», планы у нас очень большие. Также активно развиваем автокредитование.

— Какие изменения в работе банка произошли в последние месяцы в связи с объединением с Сибакадембанком? Какие новые возможности получил банк? Как это отразится на клиентах?

— Уралвнешторгбанк, например, в отличие от Сибакадембанка, исторически почти не работал с картой Visa. Благодаря объединению мы включаемся в программу по Visa и на Урале. Для этого уже проводится перепрограммирование всех наших банкоматов: в ближайшее время они смогут принимать карты международных платежных систем и предоставлять по ним все те сервисы, которые до сих пор были реализованы только для Union Card. Начиная с апреля мы будем предлагать карты международных систем и для реализации зарплатных проектов. Все люди, находящиеся в нашей клиентской базе, а их сотни тысяч, будут постепенно получать возможность пользоваться новыми продуктами.

Кроме того, следует помнить, что Уралвнешторгбанк всегда был прежде всего корпоративным банком. Да, нами создана эффективная розница, но банк всегда умел хорошо работать с корпоративными клиентами. Все эти ключевые клиенты остались. Клиентская база не только сохранилась, но и активно развивается. 2007 год для нас — прежде всего год развития работы с корпоративными клиентами. Процесс объединения предоставил нам для этого принципиально новые возможности, дал нам новые инструменты, которые способны стать серьезнейшим конкурентным преимуществом именно на корпоративном рынке.

УРСА Банк имеет капитал совсем иного качества, чем его части до объединения. Сейчас капитал банка превышает 12 млрд. рублей. Соответственно изменились возможности по привлечению кредитов, по их объемам, по цене, постепенно меняется стоимость наших ресурсов. Те клиенты, которые были нашими партнерами долгие годы, смогут не только пользоваться привычным сервисом, но и получат принципиально новые возможности в сфере кредитования. Уже к концу этого года по стоимости предоставляемых средств мы сможем на равных конкурировать с любым российским банком.

Кроме того, в этом году мы будем активно развивать проектное финансирование. Обширным опытом в этом направлении обладал Сибакадембанк, теперь его наработки могут быть применены и на Урале. Мы строим очень амбициозные планы по финансированию проектов в нашем регионе. Это очень важно для экономики области, потому что невозможно совершить качественный прорыв с помощью лишь обычного кредитования, без финансирования проектов в части строительства, переработки, машиностроения, оборудования.

— В Уралвнешторгбанке было хорошо развито направление по работе с иностранными партнерами с использованием документарных операций и лизинга — сохранилось ли это направление и будет ли оно развиваться в дальнейшем?

— Это направление не только сохранилось, но и продолжает активно развиваться. УРСА Банк сейчас занимает 18-е место в стране по размеру активов. Это банк с иностранным участием, он абсолютно транспорентен, понятен нашим иностранным партнерам. На последней пресс-конференции первый заместитель генерального директора Владислав Хохлов озвучил планы по привлечению ресурсов на финансовых рынках — 3 млрд. долларов до конца года, в том числе значительная часть — это привлечение средств западных финансовых учреждений на документарные операции. И сейчас мы предлагаем нашим клиентам не только стандартные продукты, но и принципиально новые возможности.

Так, некоторые продавцы импортных товаров, например автомобилей, бытовой техники, продовольствия, рассчитываются за поставки не напрямую с производителями, а с официальными представителями в России. И теперь мы можем финансировать эти сделки путем привлечения средств западных банков. Когда клиент предоставляет нам документы, подтверждающие, что он закупил товар у официального представителя крупной зарубежной компании, мирового бренда, у нас есть возможность получить целевой кредит в западном банке, что позволяет увеличить срок кредитования и снизить ставку. Такие кредиты дают возможность компаниям эффективно развивать свой бизнес.

На рынке лизинговых операций в этом году мы тоже планируем существенно увеличить долю. Урал — это тот регион, где сейчас бурно идет обновление производства, банки просто обязаны в этом участвовать. Поэтому лизинг — это одно из приоритетных направлений.

— Можно ли говорить о том, что 2007 год станет годом очень активного кредитования малого бизнеса? Какие у вас есть программы?

— Мы с 2004 года целенаправленно развиваем сферу кредитования малого бизнеса, это наш целевой сегмент, исключением не будет и 2007 год. На Урале особенно успешно развиваются программы, связанные с экспресс-продуктами для малого бизнеса, микрокредитование. Изменения в этом году коснутся не только собственно продуктов, но также увеличится количество точек продаж. Стандартизированные кредитные продукты предприниматели уже могут получить в большинстве наших офисов.

— Какие изменения произошли в работе банка в связи с состоявшимся объединением? Как процесс объединения и ребрендинга восприняли клиенты банка? Идет ли процесс унификации продуктовых линеек?

— Поскольку на протяжении прошлого года обоими банками велась очень серьезная подготовка к объединению, сам процесс прошел очень гладко. Наши клиенты практически не почувствовали каких-то серьезных изменений. И сейчас они имеют возможность пользоваться всеми преимуществами, которые получают клиенты большого банка.

В то же время бизнес двух составных частей УРСА Банка все еще разный. Основная причина этого — использование различных IT-платформ. И этот вопрос не может быть решен в короткий срок. Сейчас в банке идет работа по гармонизации двух систем. В ближайшие полгода-год абсолютно одинаковыми продукты не станут, но они становятся все более и более похожими друг на друга.

Само по себе создание такого большого банка дает возможность для создания новых продуктов. Ведь ни для кого не секрет, что есть разница: ведет переговоры с партнером Уралвнешторгбанк, занимающий 63-е место в стране, или УРСА Банк, занимающий 18-е место и являющийся крупнейшим региональным банком. И платежные системы, и поставщики банкоматов, и поставщики современных финансовых технологий дают крупному банку другие скидки, другие условия, другие технологии, другие усилия прилагают для того, чтобы участвовать в наших программах. Итогом, безусловно, будет новое качество продуктов и услуг банка.

Сейчас, например, обсуждается идея создания автоматизированных офисов для того, чтобы в целом по стране появилась возможность круглосуточного обслуживания клиентов в автоматическом режиме. Я думаю, что уже до конца года эта идея будет реализована. Ни Уралвнешторгбанк, ни Сибакадембанк по отдельности, конечно, не смогли бы закупить такое оборудование, а для УРСА Банка это уже реально.

Сибирь и Урал очень похожи, но в то же время есть свои особенности. Поэтому и бизнес мы строим с учетом региональных особенностей, как при создании продукта, так и при его реализации. В этом наше конкурентное преимущество — у нас есть возможность очень тонко чувствовать каждый регион. А при развитой сети тонкая настройка очень важна.


Другие материалы по теме: