«Российская газета», Алёна Маркина пишет: «Тариф раздора»

29 мая 2007 (10:37)

Страхование автогражданки в регионах становится невыгодным

Уральские страховщики намерены добиваться повышения региональных коэффициентов по ОСАГО. Решение об этом принято на конференции, посвященной состоянию и перспективам развития российского страхового рынка, которая на прошлой неделе состоялась в Екатеринбурге.

Четырехлетняя работа системы обязательного страхования автогражданской ответственности показала, что и страховщики, и автовладельцы часто сталкиваются с проблемами, которые могут быть разрешены только в суде. Причина в том, что за это время так и не были улажены организационные неувязки между субъектами рынка, а законодательная и нормативная базы по-прежнему остаются далекими от совершенства.

Одним из острых вопросов для уральских страховщиков сегодня стало присоединение к соглашению о прямом возмещении вреда имуществу потерпевшего. Так называется механизм, при котором пострадавший в ДТП должен будет обращаться за компенсацией ущерба в компанию, которая страховала его ответственность, а не в компанию виновника, как сейчас.

Под уже существующим соглашением о прямом возмещении вреда пока подписались только восемь российских страховщиков, один из них — уральский. Еще десять компаний готовятся присоединиться. Страховое сообщество, по словам Дмитрия Позднякова, специалиста Российского союза страховщиков (РСА), заинтересовано в этом соглашении, поскольку оно упрощает решение многих вопросов, которые сегодня становятся камнем преткновения в спорах между компаниями. Однако, по словам Михаила Кирихели, заместителя начальника управления проекта Европейского протокола исполнительного аппарата РСА, для ввода этого механизма необходимо внести изменения в ряд законов. В первую очередь коррективы должны коснуться ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Налогового кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, а также закона о милиции и положения о бухучете. Кроме того, недавно вступивший в силу закон о персональных данных также может стать препятствием для обмена информацией между страховыми компаниями.

О том, что ОСАГО пока является самым проблемным видом страхования на Урале, говорят цифры: по данным Федеральной службы по страховому надзору (ФССН) по УрФО, в прошлом году на страховые компании поступило 509 жалоб, 70 процентов из них касались «автогражданки». Основные претензии клиентов — несоблюдение сроков выплат, неисполнение страховщиками решений суда.Причём местные компании в список провинившихся попадают редко — как правило, клиенты жалуются на работу филиалов федеральных фирм. Однако, как отметили представители ФССН, появилась и положительная тенденция: в первом квартале нынешнего года жалобщиков было почти в два раза меньше, чем за тот же период года прошлого.

Вместе с тем, по мнению уральских страховщиков, главной проблемой сегодня остаются тарифы на ОСАГО, в частности, региональные коэффициенты.

— Никто не пытается оспорить тот факт, что тарифы на «автогражданку» — это часть социальной политики государства, — говорит Марина Мячкова, директор одной из региональных страховых компаний. — Но, например, в Ханты-Мансийске средний уровень убыточности составляет от 100 до 110 процентов. Екатеринбург тоже может подойти к этому рубежу, если не изменятся региональные коэффициенты при расчете тарифов.

Представители северных компаний поддержали это мнение и заметили, что, если ситуация не начнет меняться, в скором времени страховщики начнут сдавать лицензии на ОСАГО. Прозвучало даже предложение инициировать массовые жалобы на заниженные тарифы в адрес Государственной Думы.

— Сейчас у нас действует коэффициент 0,5, — отметили участники конференции. — И вскоре ни один страховщик с этим коэффициентом работать не будет, а начнет снимать своих операторов и переводить их в Москву, Питер и города-миллионники, то есть туда, где действует коэффициент не ниже единицы.

По словам Михаила Кирихели, и у ФССН, и у Минфина, и у правительства есть осознание неадекватности тарифов.

— Но мы понимаем, что в предвыборный год на меры, которые вызовут недовольство граждан, никто не пойдет. Единственное, что мы можем сейчас сделать, — потерпеть. В ноябре будет международная конференция по регулированию тарифов, к этому времени комитет по тарифам подготовит детальное обоснование изменения территориальных коэффициентов. Возможно, тогда мы сможем решить вопрос об его изменении, — отметил специалист РСА.

В рекомендации конференции были внесены пункты о повышении территориального коэффициента для городов-миллионников и северных территорий Уральского округа в 1,2—1,4 раза с учетом сложившейся за три года убыточности. Также было предложено снизить коэффициент зависимости от мощности двигателя и, наоборот, повысить коэффициент зависимости от возраста и стажа водителя. Также в сторону повышения предлагается пересмотреть базовые тарифы для «рисковых» транспортных средств — автобусов, троллейбусов, маршрутных такси.


Другие материалы по теме: