«Российская газета», Виктор Веприцкий пишет: «Отсутствие при наличии»

6 июня 2007 (11:05)

Заключение колдоговора еще не гарантирует законные права работников

Свердловская областная прокуратура проверила коллективные трудовые договоры на предприятиях региона и выявила много поучительного.

Радуясь тому, что государство не вмешивается сейчас в нашу личную жизнь, мы совсем не против того, чтобы оно защищало наши права. В том числе на производстве. Проверенным инструментом их защиты и служит коллективный договор. Правда, некоторые усматривают в этом положении действующего Трудового кодекса (ТК) отступление от прежних социальных завоеваний, когда колдоговоры широко обсуждались на собраниях и конференциях трудовых коллективов. Сейчас их заключение поручено представителям работников и работодателей. И все же, считают в государственной инспекции труда в Свердловской области, этот документ вполне четко определяет права и взаимные обязательства сторон. Тогда как его отсутствие чревато конфликтами. Такова уж человеческая натура, что не оговоренное «на берегу» каждый склонен трактовать в свою пользу.

Казалось бы, эти доводы должны быть близки организаторам производства, кровно заинтересованным в его четком функционировании. Увы, далеко не все из 400 проверенных предприятий и фирм имеют колдоговоры. Прокуратурой отмечено, что лучше обстоит дело в крупных организациях с сильными юридическими службами. На малых же предприятиях все зависит от позиции собственника. Если он мыслит по-современному, тогда ему не чужды ценности социального партнерства со всеми их атрибутами. Но и обратных примеров хватает. Причем не всегда это примитивный отказ от заключения колдоговора. Нередко руководители лукавят. В статье 40 ТК говорится, что администрация «может заключать» колдо-говор. И работодатель, демонстрируя свою продвинутость, легко подписывает документ. Весь вопрос в содержании последнего. Прокурорским рейдом обнаружено, что треть проверенных колдоговоров не соответствует требованиям законодательства, а проще сказать — ущемляет права работающих.

Нарушения многообразны. Скажем, согласно закону тарифная ставка первого разряда не может быть меньше 1100 рублей в месяц, а завод платит только тысячу. Или игнорирует требование ТК об обязательном перерыве после каждых четырех часов непрерывной работы. Или превышает месячную норму труда в 120 часов.

На некоторых предприятиях Каменска-Уральского боролись за трудовую дисциплину, перенося отпуска ее нарушителям с лета на зиму и увольняя тех, кто совершил административное правонарушение, еще до решения суда. Хотя то и другое не предусмотрено законом. Естественно, городская прокуратура опротестовала эти колдоговоры.

А прокурорам Чкаловского района Екатеринбурга и Кушвы пришлось вмешаться в трудовой распорядок Уральского завода РТИ, кушвинского коммунального хозяйства и даже военного комиссариата этого города. Словно договорившись, там выдавали зарплату раз в месяц, тогда как закон обязывает делать это не реже, чем каждые полмесяца.

Трудовой кодекс гарантирует льготы целому ряду работников. Например, несовершеннолетним положен регулярный медосмотр, 31-дневный отпуск, их нельзя использовать на сверхурочных и ночных работах, посылать в командировки. Получающий образование без отрыва от производства имеет право на сокращение рабочего дня. Для матери ребенка до полутора лет запрещено устанавливать испытательный срок. Эти и другие правила нарушаются на многих предприятиях, в том числе в Первоуральском автотранспортном предприятии № 8, что и установили прокуроры, потребовав внести соответствующие льготы в колдоговоры.

Усмотрели правоохранители недоработки в областном министерстве экономики и труда. В состав этого ведомства входит департамент труда, регистрирующий колдоговоры предприятий региона и обязанный, согласно ТК, обращать внимание их руководства на ухудшение положения работников, заложенное в договоре. Кроме того, о каждом таком случае чиновники должны сообщать в областную госинспекцию труда. Но не делают этого, сильно облегчив себе жизнь.

По итогам проверки органы прокуратуры внесли 70 представлений, опротестовали 121 коллективный договор, объявили предостережения 23 руководителям, возбудили четыре административных дела. Известив главу региона Эдуарда Росселя о результатах проверки, прокурор области Павел Кукушкин попросил воздействовать на министерство экономики и труда, а также рекомендовать профсоюзам взыскательней контролировать соблюдение социальных гарантий в колдоговорах.

Максим Ведерников, заместитель руководителя по правовым вопросам Государственной инспекции труда в свердловской области:

— В соответствии со статьей 40 ТК РФ под коллективным договором (КД) понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

— ТК РФ не устанавливает обязательного наличия трудового договора в организации, поэтому он заключается только если какая-либо из сторон социального .партнерства проявила инициативу по заключению КД. Эта инициатива в соответствии со статьей 36 ТК должна быть оформлена в виде письменного предложения по вступлению в переговоры по заключению КД.

— Представители сторон, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней, направив их инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Обе стороны должны подписать согласованные условия КД в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров.

— В соответствии со статьей 43 ТК РФ КД заключается не более чем на три года и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного КД. Стороны имеют право продлевать КД на срок не более трех лет.

— Контроль за выполнением КД стороны осуществляют самостоятельно либо с обращением в государственную инс-' пекцию труда в Свердловской области (Екатеринбург, ул. Малышева, 101, каб. 522).

— Существенные разногласия при выполнении КД могут быть разрешены Уральским управлением по урегулированию коллективных трудовых споров (Екатеринбург, ул. Малышева, 101, каб. 552). С этой целью по согласованию сторон проводятся необходимые примирительные действия и процедуры.


Другие материалы по теме: