«КоммерсантЪ»: Российские продавцы в массовом порядке переходят на работу в западные торговые сети

30 августа 2001 (10:10)

Этим летом – на год-полтора раньше, чем ожидали – российские розничные сети ощутили присутствие на рынке западных конкурентов. Хотя те еще и не начали торговать. Нет, с объемами продаж все в порядке: они растут, и покупатель не ушел - некуда. Но российские сети уже бьют тревогу. Случилось то, о чем, готовясь к скорому приходу международных ритейлеров в Россию, редко задумывались – отечественные специалисты стали переходить на работу к иностранцам. На рынке заговорили о том, что западные сети занялись воровством персонала. По мнению экспертов, сегодня от 20% до 40% персонала любого столичного ритейлера – это «сборная» бывших сотрудников «Копейки», «Седьмого континента», «Дикси» и др. Руководители розничных компаний объясняют отсутствие новых людей в торговле тем, что сейчас потенциальных сотрудников сетей не прельщает необходимость много работать за довольно среднюю по московским меркам зарплату (в зависимости от сети продавец в Москве получает 3 – 6 тыс. руб. в месяц, кассир – 3,5 – 6 тыс. руб.). Как говорит генеральный директор дискаунтерной сети «Дикси» Томс Берзинь, из 150 – 180 человек, ежемесячно принимаемых в магазины компании на работу, через три месяца остается работать не больше 60 – 70. Однако если миграция низшего персонала – явление обычное, то состав сотрудников среднего и высшего звена сетей до последнего времени был достаточно стабильным. Тем сильнее были шокированы директора сетей, когда их специалисты стали переходить на работу в Metro и Auchan. О том, как удержать сотрудников от перехода к иностранцам, начали думать только с нового года. Не сговариваясь, сети стали поднимать оклады сотрудникам всех уровней (в среднем по Москве с начала года зарплата в сетях выросла на 30 – 40%), в некоторых сетях возродилась бонусная система поощрений и т. д. Но это не помогло. Первые же визиты рекрутеров, нанятых Metro и Auchan, сломали всю «кадровую защиту» наших сетей – условия иностранцев оказались вне конкуренции. Как правило, рекрутинговые агентства выбирали наиболее перспективных сотрудников, знающих технологию современной торговли, имеющих опыт работы с крупными поставщиками, владеющих иностранными языками. директора российских компаний убеждены, что главный мотив «перебежчиков» – более высокая зарплата. «Metro не случайно предлагает зарплату на 50 – 100% выше средней по рынку. Давно известно: чтобы переманить специалиста, ему нужно предложить зарплату как минимум на 40 – 50% выше, чем на прежнем месте работы», – объяснил один из директоров.


Другие материалы по теме: