Продвижение российских товаров в Западную Африку

VIP-консультант публикует аналитическую записку, написанную по заказу одной из российских финансово-промышленных групп.

Собственно Западная Африка условно включает в себя прибрежные страны от Сенегала до Нигерии, а также этнически и экономически тяготеющие к ним Мали, Нигер, Чад и Буркина-Фасо. Основой экономики этих стран продолжает оставаться сельское хозяйство, ориентированное на удовлетворение сырьевых потребностей бывших метрополий. Однако старая схема экономических отношений Север – Юг за последние 40 лет претерпела значительные изменения. Постепенно страны обретают экономическую независимость, и среди них обозначились лидеры: Нигерия и Кот д’Ивуар.

Страноведческая характеристика

Нигерия с ее основным морским портом Лагос является страной с динамично развивающейся экономикой, в основе которой лежит мощная нефтяная индустрия и набирающая темпы обрабатывающая промышленность. Одновременно эта страна – крупнейший торговый перекресток Западной Африки.

Инвестиционный климат – формально мягкий, однако государственных органов, осуществляющих правовую поддержку и быстрейшую адаптацию инвесторов, не существует. На всех административных уровнях их ожидает вымогательство.

Кот д’Ивуар – второй по значимости торговый перекресток Западной Африки, на который ориентируются франкоязычные страны региона и Гана. Страна долгое время, до недавнего военного переворота, жила в условиях политической стабильности. Формальным поводом для переворота было засилье иностранного капитала. В стране с населением 13 млн. чел. проживают около 250 000 ливанцев, которые контролируют до 90% внутренней торговли, и 55 000 французов, контролирующих нефте- и газодобычу, экспорт какао-бобов, древесины и сельхозсырья. В обеих странах наблюдается мощная экспансия китайских коммерсантов с их дешевыми некачественными товарами.

Перспективные товары

В странах Западной Африки присутствуют все сегменты потребительского рынка. Актуальны товары повседневного спроса, потребляемые всеми слоями населения, предметы роскоши – одним словом, ассортимент ничем не отличается от европейского. Однако, в отличие от европейского потребителя, на первое место средний покупатель здесь ставит ценовой фактор. Гарантия, безопасность употребления, наличие сертификатов качества не являются критериями при принятии решения о покупке.

Товары производственного назначения. Производство этих товаров развито слабо: осуществляется сборка автомобилей «Пежо»-504 и 505, мотоциклов «Хонда» с объемом до 140 куб. см (Нигерия), производятся строительный и связевой (воздушной связи) кабели (Нигерия и Кот д’Ивуар), цемент и оконное стекло (не покрывает потребности), алюминиевый прокат (Нигерия), лаки и краски для нужд строительства (Нигерия и Кот д’Ивуар), искусственный каучук, ГСМ, картонная и ПХВ-упаковка на импортном сырье. Также на металлургическом комбинате в г. Аджакута (Нигерия), строительство которого продолжает Россия после возобновления финансирования, производятся некоторые виды стального проката, но объем его производства не покрывает потребностей страны. Остальные товары данной группы импортируются.

Наиболее емкий в стоимостном выражении рынок товаров производственного назначения – буровое и нефтеперегонное оборудование и трубы. Вторым по емкости сегментом является рынок железнодорожных и автотранспортных средств. Устойчивый спрос отмечен в области холодильной техники широкого диапазона емкости: от 20-футового морского контейнера до холодильников емкостью несколько тысяч тонн. Развитие энергетики и средств связи вызывает спрос на силовые и связевые многожильные кабели по стандартам ISO. Особняком стоят коаксиальные антенные кабели, отличающиеся большим и устойчивым спросом. Из стального проката наиболее ходовыми являются арматура 8-14 мм и другие профили для малоэтажного строительства. Потребность в прокате постоянно растет. Особо отметим постоянный дефицит электродов во всей Западной Африке.

Во всех странах сахельской зоны большим спросом пользу ются мобильные поливные комплексы с автономными источниками питания. Основное требование к таким комплексам – возможность смены участка полива силами двух человек за короткое время.

Сельское хозяйство в больших объемах потребляет удобрения, известные под названием «тройчатка». Основные импортеры этого товара в Нигерии – китайские посредники. Другим видом товаров сельскохозяйственного назначения являются средства защиты растений и животных от насекомых.

Товары социально-бытового назначения и ТНП. Наблюдается устойчивый спрос на госпитальное оборудование и материалы. Российские товары данной группы уже имели сбыт в странах региона, но он носил разовый, случайный характер, однако показал хорошие перспективы в продвижении. То же можно сказать относительно школьного и университетского лабораторного оборудования и материалов (физика, химия, биология).

Западная Африка производит ряд ТНП. В основном это пластмассовые изделия (обувь, посуда, емкости) из импортного сырья, а также простейшие металлоизделия кустарного и полукустарного производства: емкости, сельскохозяйственные орудия, предметы кузнечного и литейного производства.

Российская фаянсовая, фарфоровая и полуфарфоровая посуда имела успешную опытную продажу в Абиджане.

Эмалированная посуда – традиционный импорт стран Западной Африки.

Местные производители оконного стекла не выдержали конкуренции с зарубежными производителями. В настоящее время основные поставки производятся из Бельгии, Великобритании, Франции, Польши и Чехословакии. Причем Великобритания реэкспортирует российское стекло. На рынке не отмечены тонированные поляризованные стекла, подобные тем, что производит ВСМПО.

Столовые приборы представлены изделиями массового спроса из Китая и Италии, и все они низкого качества: нержавеющая сталь имеет малую толщину и низкое содержание (менее 18%) никеля. Российские приборы значительно превосходят их по качеству, но более высокая цена уведет их в другой сегмент рынка, с меньшим оборотом, где они займут свою нишу.

Список перспективных товаров значительно шире, чем представленный здесь.

Организациия экспорта

Сразу необходимо отметить, что ни одно предприятие не сможет и не захочет начать экспорт своего товара в одиночку. Затраты организации и риски необходимо разделить среди многих участников. Главная задача – добиться разрешения на свободный склад или свободную таможенную зону. Лучше это делать в Нигерии, имея в виду возобновление и расширение торговых и экономических связей между Россией и Нигерией. Обычно эта задача решается на межправительственном уровне, но при определенных усилиях это возможно осуществить общими стараниями Нигерийско-Российской ТП в Лагосе, ее аналога в Москве и региональных ТП. Процедура может быть облегчена предоставлением свободного склада нигерийским коммерсантам.

Экспорт из России обретет устойчивость, если будет организован встречный товаропоток. Это увеличит авторитет российского инвестора-экспортера в администрации и снизит инфляционные риски. Уже сейчас в качестве импорта в Россию можно предложить масло какао, а при соответствующей подготовке – натуральные пищевые красители, сырье для производителей косметики и безалкогольных напитков. Названный ассортимент не требует больших капитальных затрат.


Другие материалы по теме: