Свердловский Губернский банк: политические риски

2 августа 2007 (08:00)

Среди двух с половиной десятков кредитных организаций, зарегистрированных на территории Свердловской области, Свердловский Губернский банк занимает особое место.

Оно не обусловлено размером или качеством его бизнеса. По своим финансовым показателям Свердловский Губернский банк не относится к числу лидеров отрасли даже на региональном рынке, в общероссийском же масштабе он вообще малозаметен. Достаточно отметить, что пресс-служба этой кредитной организации в качестве достойного упоминания достижения СГБ отмечает его приближение к топ-130 крупнейших банков России (сейчас он занимает 131 место по величине чистых активов). О качестве бизнес-процессов может говорить хотя бы тот факт, что один из офисов банка, расположенных в центре Екатеринбурга, на улице Малышева, был закрыт руководством менее чем через год после открытия по причине нерентабельности.

Не выделяется банк и своим присутствием в информационном пространстве региона. Это тем более заметно, что основные усилия pr-службы кредитного учреждения направлены в последнее время не столько на продвижение услуг банка, сколько на промоушн Председателя правления банка Александра Иванова и улучшение ситуации с его узнаваемостью.

Причиной особого положения банка на финансовом рынке региона наблюдатели называют особые отношения банка со структурами исполнительной власти Свердловской области.

Не секрет, что Свердловская области в лице Мингосимущества владеет 25% акций кредитной организации, Председателем Совета директоров банка является первый вице-премьер областного правительства, министр экономики и труда Галина Ковалева. Банк традиционно считается «карманным» кредитным учреждением областных властей. Такая позиция, по мнению экспертов, позволяет ему принимать участие в целом ряде высокоприбыльных сделок недоступных для других кредитных учреждений. Наблюдатели не исключают, что темпы роста экономических показателей банка, демонстрируемые им последние годы, объясняются, в том числе, и его участием в обслуживании сделок по гашению задолженности муниципальных образований области перед поставщиками энергоресурсов, обслуживанием счетов и сделок ряда энергокомпаний, близких к областным властям, кредитованием структур, находящихся в зависимости или под контролем области.

Эксперты финансового рынка не исключают, что именно высокая маржа, получаемая при проведении таких операций, позволила банку развить розничное направление, провести значительные инвестиции в замену внутрибанковской операционной системы, приобрести целый ряд объектов недвижимости как в Свердловской области, так и за её пределами.

Впрочем, те же наблюдатели отмечают, что часто близость к власти и необходимость обслуживания её интересов не всегда оказываются для банка конкурентным преимуществом. Зачастую, ему приходится участвовать в затратных проектах, целью которых является не столько получение прибыли, сколько решение задач, поставленных «старшим партнером».

К числу подобных проектов наблюдатели относят, к примеру, развитие сети филиалов Свердловского губернского банка за пределами Свердловской области. Очевидно, что внутренняя логика развития СГБ, в основе которой лежит обслуживание финансовых потоков, так или иначе связанных с областным бюджетом, не подразумевает географической экспансии за пределы сферы влияния областного кабинета.

Кроме того, эксперты не исключают, что ресурсная база СГБ может оказаться просто недостаточной для поддержания крупной сетевой структуры, а сами новые офисы окажутся неконкурентоспособными по сравнению с представительствами более крупных федеральных и региональных банков.

Об этом свидетельствуют, в том числе, и проблемы с открытием и началом функционирования Тюменского, Пермского и Челябинского офисов банка. Но, можно предположить, что в данном случае интересы одного из акционеров, решившего, что его «карманный» банк должен непременно иметь представительства в соседних регионах, оказались сильнее экономической необходимости.

К проектам подобного рода можно отнести и участие банка в различного рода политических или pr-проектах областного правительства, например – финансирование выставки вооружений в Нижнем Тагиле и организацию разного рода мероприятий «совместно» с партией «Единая Россия».

Кроме того, эксперты отмечают, что участие в капитале государства и стремление правительства области сохранить контроль над кредитной организацией, не дают СГБ возможности рыночными методами увеличивать капитал банка. Каждый дополнительный выпуск акций превращается в сложное предприятие, подразумевающее покупку не менее 25% объема допэмисии Мингосимуществом. Такая сделка подразумевает одобрение Областной Думой, которое неизбежно превращается в скандал. В самом деле, депутатам, особенно представляющим оппозицию, достаточно сложно объяснить, почему бюджетные деньги должны быть потрачены на финансирование некоего коммерческого предприятия, а не на реализацию социальных проектов. Все это делает Свердловский губернский банк малопривлекательным для сторонних инвесторов и ограничивает возможности серьезных финансовых заимствований на открытых рынках капитала.

О том, что высший менеджмент однозначно связывает будущее развитие банка с работой в «бюджетном» направлении, по мнению аналитиков, может свидетельствовать и партийная карьера его руководителя. Вступление Александра Иванова в партию «Единая Россия» было широко освещено пресс-службой банка (обычно в финансовой среде политические предпочтения первых лиц и вообще банковских служащих рассматриваются как их личное дело, не имеющее отношения к бизнесу). В конце июля Председатель правления Свердловского Губернского банка Александр Иванов добился назначения на должность главы Ленинского местного отделение СРО ВПП «Единая Россия». Данные факты, по мнению экспертов, могут свидетельствовать не только о том, что средства и другие ресурсы банка будут использованы для проведения предвыборной кампании «Единой России», но и стремлении Александра Иванова таким способом добиться дополнительных гарантий сохранения особых отношений банка с исполнительной властью.

Дело в том, что основным источником системных рисков для кредитного учреждения эксперты считают изменение расстановки сил в самом правительстве Свердловской области. Известно, что банк и связанные с ним направления в рамках структуры исполнительной власти региона курировала первый вице-премьер Галина Ковалева. Интерес к банку и его отдельным проектам проявлял и бывший председатель правительства Алексей Воробьев.

Ослабление политического и административного влияния Алексея Воробьева, а затем и его отставка с поста председателя правительства были восприняты бизнес-сообществом Екатеринбурга как сигнал об ослаблении позиций СГБ в отношениях с властными структурами. Ожидалось, что эти позиции могут быть восстановлены или даже укреплены в случае, если должность главы областного кабинета министров займет Галина Ковалева. Но, несмотря на ожидания её политических сторонников, этого не произошло: указом Губернатора Эдуарда Росселя председателем регионального правительства был назначен Виктор Кокшаров, человек, ранее не замеченный в связях с Александром Ивановым и Свердловским губернским банком. Более того, аналитики указывают, что бизнес-интересы самого Кокшарова и его ближайшего окружения лежат в иных сферах и связаны с совсем другими кредитными организациями.

В связи с этим наблюдатели не исключают, что уже в ближайшее время Свердловский Губернский банк может потерять статус кредитной организации, имеющей особые отношения с областным правительством, а вместе с ним – и возможность участвовать в реализации части бизнес-проектов правительства и околоправительственных компаний. Какие последствия для бизнеса банка Александра Иванова это может иметь, покажет время. Однако уже сейчас аналитики говорят о возможном резком сокращении инвестиционных проектов, отказе от стратегии географической экспансии, изменении рыночной позиции в розничном направлении. Последствия возможного ухода из Свердловского Губернского банка крупных стратегических клиентов, следующих за политическими изменениями в регионе, даже трудно себе представить.

Катализатором этих процессов может служить вероятная отставка Галины Ковалевой с поста первого заместителя председателя правительства области. По мнению аналитиков рынка, это событие станет переломным моментом в истории банка, после которого его дальнейшая судьба может развиваться по нескольким сценариям.

Во-первых, возможна ситуация, когда новые силы в правительстве области решат сохранить существовавшие ранее отношения с СГБ, перестроив их в соответствии с собственными нуждами. В этом случае можно уже в ближайшее время ожидать внеочередного собрания акционеров банка, смены председателя Совета директоров, а вслед за ней — отставку председателя Правления и полную замену всей команды высшего менеджмента на людей, лояльных новым кураторам этого финансового проекта.

Во-вторых, не исключен вариант, при котором правительство области откажет в особом отношении Губернскому банку, переориентировав свои финансовые интересы на иное кредитное учреждение. Вполне возможна продажа госпакета акций СГБ с аукциона, рекомендации некоторым его клиентам сменить держателя лицевых счетов. В этом случае дальнейшую судьбу банка эксперты предсказать затрудняются. Не исключено, что и остальные его собственники предпочтут продать свои пакеты акций стороннему инвестору, заинтересованному в расширении собственной филиальной сети.

Эксперты финансового рынка допускают возможность того, что Свердловский Губернский банк, не вписывающийся в новую конфигурацию интересов областной исполнительной власти, может стать своеобразным «отступным», оставленным Галине Ковалевой после ее отставки с министерского поста.

В этом случае Галина Ковалева может не только остаться в должности Председателя Совета директоров, но и взять на себя обязанности по непосредственному оперативному управлению деятельностью кредитной организации. Эксперты отмечают, что и в этом случае менеджмент банка ожидают серьезные кадровые изменения: на большинство руководящих постов, скорее всего, придут новые люди, последовавшие за Галиной Ковалевой из Министерства экономики и труда. Будущее кредитной организации при этом варианте развития событий представляется экспертам неопределенным.


Другие материалы по теме: