«Коммерсантъ», «Utair подлетел к «Рощино»

24 августа 2007 (12:14)

Авиакомпания придумала как стать совладельцем аэропорта

ОАО «Авиакомпания Utair» решила проблему с владением тюменским аэропортом «Рощино», который она не смогла выкупить на аукционе. Вчера гендиректор компании Андрей Мартиросов заявил, что Utair в рамках создания холдинга ведет переговоры о покупке крупного пакета акций этого авиапредприятия. Эксперты отмечают, что тюменская авиакомпания вряд ли сможет получить более 50% акций аэропорта. Но, пожалуй, для нее этот будет единственной возможностью стать акционером предприятия.

Как сообщил вчера на пресс-конференции Андрей Мартиросов, авиакомпания в течение трех лет планирует провести реорганизацию и создать на нефтедобывающих территориях аэропортовый холдинг. Для этого, в частности, Utair намерена подать ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о покупке госпакета акций аэропорта «Рощино», который ей не удалось приобрести в апреле в рамках приватизации.

«Ъ» Тюменский аэропорт «Рощино» — шестнадцатый в России по объемам перевозок, в 2006 году обслужил 760, 5 тыс. пассажиров. Выручка за девять месяцев 2006 года — 282, 5 млн руб. , чистая прибыль — 10, 8 млн руб. Согласно документам РФФИ, ОАО «Аэропорт Рощино» владеет двумя земельными участками — площадью 7, 9 га в бессрочном пользовании и 68, 5 га по договору аренды до 2031 года. При этом здание аэровокзала выведено в отдельное юридическое лицо — частное ЗАО «Аэровокзал Рощино», мажоритарным акционером ОАО «Топливно-заправочная компания “Рощино-ГСМ”» является «ЛУКОЙЛ-Бункеровочная компания». В Рощино базируются авиакомпании «Ютэйр», «Ямал» и «Когалымавиа», которые выполняют 85-90% всего объема перевозок.

«Ъ» Авиакомпания Utair входит в четверку ведущих авиаперевозчиков по числу перевезенных пассажиров — 2, 42 млн человек в 2006 году, и планирует увеличить этот показатель в 2007 году на 44%. Компания также является одним из крупнейших мировых операторов вертолетной техники, занимает около 40% рынка вертолетных услуг в Западной Сибири. Принадлежащие компании аэропорты в городе Ноябрьске, поселках Березово, Игрим, Мыс Каменный и Тазовский (без учета аэропорта Сургут, в котором «Ютэйру» принадлежит блокпакет) обслуживают в год более 161, 8 тыс. пассажиров. Чистая прибыль «Ютэйр» в 2006г. по РСБУ увеличилась в 2, 4 раза по сравнению с 2005г. — до 263 млн 895 тыс. руб.

В беседе с корреспондентом „Ъ“, господин Мартиросов отметил, что Utair не будет приобретать весь пакет у ООО «Инвестиционные консультации». Стоит отметить, что первая попытка тюменской авиакомпании приобрести «Рощино» провалилась на приватизационном аукционе, который состоялся в апреле нынешнего года, — аффилированную с ней «Ютейр-Лизинг» не допустила до аукциона ФАС. Антимонопольщики тогда объясняли свое решение тем, что, получив в собственность 100% акций аэропорта (были выставлены на торгах единым лотом), Utair могла негативно влиять на рынок авиаперевозок — оказывать давление на своих конкурентов. Тогда участие в конкурсе приняла компания «Инвестиционные консультации» (входит в структуру московской группы компаний «Регион»), близкая Utair (по сведениям „Ъ“, стороны связывает совместная работа на рынке ценных бумаг).

В ГК «Регион» вчера не подтвердили, но и не опровергли факт переговоров с авиакомпанией.

Назвать размер пакета, о котором идет речь, господин Мартиросов отказался. Но, как отмечают отраслевые эксперты, вряд ли речь идет о контрольном пакете акций. Тем более, что еще весной ФАС предупреждала, что не позволит Utair получить контроль над аэропортом. По мнению руководителя аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, купив даже менее 50% акций, Utair удачно решит проблему с вхождением в состав акционеров «Рощино». «Покупка небольшого пакета акций для авиакомпании Utair единственное спасение и возможность получения контроля над аэропортом. Очевидно, что “Инвестиционные консультации” — аффилированные, как минимум дружественные Utair. Поэтому тюменской авиакомпании нет смысла приобретать даже 75% пакета аэропорта. Дело в том, что, покупая пакет не более 50%, Utair, подтверждая свое участие в управлении аэропортом, исключает возможные претензии со стороны ФАС: если бы авиакомпания владела 100% пакетом акций, то антимонопольная служба могла бы расценить это как ограничение работы других авиаперевозчиков», — отметил он.

Стоит отметить, что есть еще один претендент на управление «Рощино». Незадолго до приватизации «Рощино» о своем интересе к аэропорту заявляло правительство Тюменской области: его представители тогда говорили, что планируют получить контроль над местным аэропортом, и возможно, даже войти в состав его акционеров. И, похоже, от своих планов региональные власти не отказались. Как пояснил вчера „Ъ“ вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев, правительство договорилось и с нынешним собственником аэропорта «Инвестиционными консультациями», и с Utair о совместном управлении аэропортом. Так, от региональных властей в совет директоров «Рощино» уже выдвинуто два кандидата — заместитель губернатора Тюменской области по инвестициям Александр Моор и директор департамента имущественных отношений Евгений Несват.

Вера Степанова, Анна Моторина, Татьяна Шушакова


Другие материалы по теме: