Наталья Тарханеева: Электронный билет — билет будущего
24 сентября 2007 (14:23)
На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» отвечает начальник агентства АК «Уральские авиалинии» Наталья Тарханеева.
— Наталья Анатольевна, что такое электронный билет и чем он отличается от привычного бумажного?
— Электронный билет представляет собой электронную запись о пассажире (Ф. И. О.), маршруте перевозки, стоимости перевозки с учетом всех сборов, об оплате перевозки, пункте продажи и т. д. По сути, он существует в качестве учетной электронной записи на сервере авиакомпании. Каждому такому билету сервер присваивает свой уникальный номер. В отличие от бумажного билета, записей по электронному билету формируется столько, сколько сегментов указано в маршруте перевозки. Согласно существующим правилам, у каждой компании-авиаперевозчика должен быть собственный сервер электронных билетов, обеспеченный высокой степенью защиты. Наш сервер электронных билетов находится в Москве, под управлением провайдера, и имеет необходимую степень защиты.
Электронный билет — виртуальная запись на сервере электронного билета. На руки электронный билет, по понятным причинам, выдан быть не может. При приобретении электронного авиабилета пассажир получает маршрут-квитанцию, содержащую регламентированную информацию о времени полета, пункте отправки и назначения, тарифе, сборах, номере заказа и т. д. Маршрут-квитанция необходима прежде всего для того, чтобы пассажир не забыл, где и когда он купил билет и куда летит. Кроме того, с помощью маршрут-квитанции можно ознакомиться со всем расчетом стоимости перевозки, а также в ней содержится ссылка на условия перевозки и контактную информацию авиакомпании.
Маршрут-квитанция стандартизирована с точки зрения содержания ее информации для пассажира в соответствии с Приказом № 134 от 8 ноября 2006 года, которому должны следовать все авиаперевозчики.
К моменту начала регистрации вылета информация о вылетающих пассажирах поступает в распоряжение системы регистрации аэропорта вылета в виде списка пассажиров, в том числе с указанием номеров электронных билетов. Регистрация пассажиров с электронными билетами осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность, — как правило, паспорта (свидетельства о рождении для детей). Никаких других документов для регистрации пассажиру не требуется.
— Какие еще преимущества дает электронный билет?
— Существует целый ряд таких преимуществ.
Во-первых, он позволяет в случае необходимости намного быстрее изменить дату вылета. Если такая замена не подразумевает дополнительных сборов, то она может быть осуществлена одним телефонным звонком в адрес агента или справочно-информационный отдел авиакомпании. Эта возможность есть у клиента даже тогда, когда он находится за границей.
Во-вторых, исключается риск утери или повреждения билета, с которым часто сталкиваются наши клиенты. В аэропорту от бланка бумажного билета могут оторвать не тот полетный купон. Летом, особенно в августе, возникало много подобных случаев. Нужно отметить, что часто в аэропортах просто невозможно выписать дубликат билета, здесь в любом случае возникают дополнительные сборы. Замена бумажного билета — достаточно утомительная и зачастую дорогостоящая операция. В ряде случаев пассажир даже вынужден будет приобрести новый билет. Продажа по электронным билетам исключает эти риски, электронный билет невозможно порвать или потерять.
— Как будут приобретаться электронные билеты?
— Сейчас электронные билеты можно приобрести точно так же, как и бумажные, — в кассах авиакомпании или агентствах, являющихся нашими партнерами. С октября мы планируем начать продажу электронных билетов через Интернет, сейчас завершается отладка соответствующей системы на сайте авиакомпании. Оплату электронных билетов через Интернет можно будет произвести либо кредитной картой, либо с помощью электронных наличных. При этом у клиента останется возможность выбора: в Интернете он может заказать как электронный, так и бумажный билет. Мы не собираемся принуждать клиентов покупать только электронные билеты, если их по каким-то причинам настораживает данная услуга. Вместе с тем достаточно всего один раз воспользоваться электронным билетом, чтобы полностью ощутить все его преимущества перед бумажным.
— Какие преимущества от электронных билетов получает сама авиакомпания?
— Если пассажир использует электронный билет, мы, прежде всего, в любой момент времени информированы о выполнении/невыполнении оплаченных полетов. Если же билет бумажный, то связь с пассажиром разрывается: информацию авиакомпания получает либо по обращении пассажира в кассу, либо при получении и обработке в авиакомпании полетных купонов из аэропортов вылета (временной интервал может достигать нескольких недель).
Таким образом, благодаря электронным авиабилетам авиакомпания получает возможность в режиме реального времени контролировать перевозки пассажиров и учитывать выручки от произведенных перевозок, что повышает скорость управления доходами, а также расчетов с нашими партнерами. Кроме того, электронный билет упрощает для нас международное сотрудничество.
На сегодня авиакомпания заключила электронный интерлайн-договор с венгерской компанией Han Air, отрабатывается техническая часть сотрудничества. Реализация электронного интерлайна с компанией Hahn Air позволит осуществлять продажу по электронным билетам на рейсы нашей авиакомпании за рубежом через агентскую сеть нашего партнера.
Но главное для нас сейчас — понимание того, что пассажир стал к нам ближе. Реальная экономия почувствуется по мере повышения объема продаж электронных билетов, когда доля электронных билетов составит 80 % от общего количества всех продаваемых билетов.
— В международную практику электронные билеты вошли уже достаточно давно и сегодня преобладают в ней?
— Электронные авиабилеты были впервые использованы в США, еще в 1998 году более 60% перелетов осуществлялось по электронным билетам. В Европе электронные билеты активно внедряются на протяжении последних двух лет. Вместе с тем наиболее активно продвигаются продажи на собственные рейсы — до 80—90 %. Электронный интерлайн внедряется намного медленнее, так как процедуры реализации электронного интерлайна требуют отладки взаимодействия серверов электронных билетов авиакомпаний-партнеров.
Авиакомпания «Уральские авиалинии» — первая российская авиакомпания, внедрившая продажу по электронным билетам на маршруте Екатеринбург — Дубай — Екатеринбург. В течение ближайшего месяца мы планируем открыть продажу по электронным билетам на маршрутах Екатеринбург — Прага, Екатеринбург — Стамбул, Екатеринбург — Мюнхен.
Что касается направлений по России, нам было бы интересно открыть направление Екатеринбург — Москва. На сегодня не до конца урегулированы вопросы законодательства в области отчетности по командировкам, в случае с внутрироссийскими перевозками пока существует ряд ограничений.
Так, в частности, они связаны с предоставлением подтверждающих документов по расходам по командировкам. Согласно законодательству РФ о внутренних перевозках, пассажиры после командировки должны отчитываться, используя бланк строгой отчетности, которым является бумажный авиабилет, или по электронным билетам предоставлять маршрут-квитанцию и посадочные талоны. Для урегулирования данных вопросов мы работаем с фискальными органами, привлекаем аудиторскую фирму для консультаций.
— Можно ли говорить о том, что электронные авиабилеты к какому-то определенному времени полностью заменят бумажные?
— Прогнозировать что-либо на определенное время сложно. В любом случае замена будет проходить поэтапно (расширение маршрутов с применением электронных билетов, расширение агентской сети). Помимо ограничений по командировкам, существуют и другие трудности. Так, аэропорты должны быть оснащены автоматизированными системами регистрации, позволяющими обслуживать пассажиров с электронными билетами.
Сегодня в России и странах СНГ в этом плане наблюдается большое отставание. Сейчас их общую готовность можно оценить в 5 %. Даже автоматизированная система регистрации аэропорта Домодедово оказалась неспособной обслуживать в режиме реального времени клиентов с электронными билетами, и планируется переход на новую платформу — SITA DCS.
Что касается нашей авиакомпании, мы будем внедрять собственную автоматизированную систему регистрации SITA пассажиров и багажа на всех аэропортах. Автоматизированная система регистрации SITA включает традиционную процедуру регистрации пассажира и багажа, а также дополнительные — мы надеемся, очень удобные для пассажиров — сервисы: стойки саморегистрации, веб-регистрацию через Интернет. К весне 2008 года мы также планируем ввести услугу по регистрации с помощью мобильного телефона. Данными сервисами смогут воспользоваться только пассажиры, имеющие электронные билеты.
— «Уральским авиалиниям» придется размещать в аэропортах собственное оборудование?
— 90 % оборудования в аэропортах уже адаптировано для использования различных систем программного обеспечения, в том числе и нашей. Что касается распространения нашего собственного оборудования, то речь идет скорее о стойках саморегистрации.
Впрочем, возможно, в некоторых аэропортах действительно придется устанавливать собственное оборудование. Дело в том, что, согласно требованиям международной ассоциации авиаперевозчиков IATA, отсутствие в аэропорту систем регистрации и необходимого оборудования не может быть поводом для отказа в обслуживании пассажира с электронным билетом. Мы предполагаем, что в ряде случаев нам придется действовать достаточно «непопулярными» методами, например распечатывать списки на бумаге, а потом вносить результаты регистрации в базу данных с ноутбука или компьютера, но мы готовы к этому.
— Наталья Анатольевна, что такое электронный билет и чем он отличается от привычного бумажного?
— Электронный билет представляет собой электронную запись о пассажире (Ф. И. О.), маршруте перевозки, стоимости перевозки с учетом всех сборов, об оплате перевозки, пункте продажи и т. д. По сути, он существует в качестве учетной электронной записи на сервере авиакомпании. Каждому такому билету сервер присваивает свой уникальный номер. В отличие от бумажного билета, записей по электронному билету формируется столько, сколько сегментов указано в маршруте перевозки. Согласно существующим правилам, у каждой компании-авиаперевозчика должен быть собственный сервер электронных билетов, обеспеченный высокой степенью защиты. Наш сервер электронных билетов находится в Москве, под управлением провайдера, и имеет необходимую степень защиты.
Электронный билет — виртуальная запись на сервере электронного билета. На руки электронный билет, по понятным причинам, выдан быть не может. При приобретении электронного авиабилета пассажир получает маршрут-квитанцию, содержащую регламентированную информацию о времени полета, пункте отправки и назначения, тарифе, сборах, номере заказа и т. д. Маршрут-квитанция необходима прежде всего для того, чтобы пассажир не забыл, где и когда он купил билет и куда летит. Кроме того, с помощью маршрут-квитанции можно ознакомиться со всем расчетом стоимости перевозки, а также в ней содержится ссылка на условия перевозки и контактную информацию авиакомпании.
Маршрут-квитанция стандартизирована с точки зрения содержания ее информации для пассажира в соответствии с Приказом № 134 от 8 ноября 2006 года, которому должны следовать все авиаперевозчики.
К моменту начала регистрации вылета информация о вылетающих пассажирах поступает в распоряжение системы регистрации аэропорта вылета в виде списка пассажиров, в том числе с указанием номеров электронных билетов. Регистрация пассажиров с электронными билетами осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность, — как правило, паспорта (свидетельства о рождении для детей). Никаких других документов для регистрации пассажиру не требуется.
— Какие еще преимущества дает электронный билет?
— Существует целый ряд таких преимуществ.
Во-первых, он позволяет в случае необходимости намного быстрее изменить дату вылета. Если такая замена не подразумевает дополнительных сборов, то она может быть осуществлена одним телефонным звонком в адрес агента или справочно-информационный отдел авиакомпании. Эта возможность есть у клиента даже тогда, когда он находится за границей.
Во-вторых, исключается риск утери или повреждения билета, с которым часто сталкиваются наши клиенты. В аэропорту от бланка бумажного билета могут оторвать не тот полетный купон. Летом, особенно в августе, возникало много подобных случаев. Нужно отметить, что часто в аэропортах просто невозможно выписать дубликат билета, здесь в любом случае возникают дополнительные сборы. Замена бумажного билета — достаточно утомительная и зачастую дорогостоящая операция. В ряде случаев пассажир даже вынужден будет приобрести новый билет. Продажа по электронным билетам исключает эти риски, электронный билет невозможно порвать или потерять.
— Как будут приобретаться электронные билеты?
— Сейчас электронные билеты можно приобрести точно так же, как и бумажные, — в кассах авиакомпании или агентствах, являющихся нашими партнерами. С октября мы планируем начать продажу электронных билетов через Интернет, сейчас завершается отладка соответствующей системы на сайте авиакомпании. Оплату электронных билетов через Интернет можно будет произвести либо кредитной картой, либо с помощью электронных наличных. При этом у клиента останется возможность выбора: в Интернете он может заказать как электронный, так и бумажный билет. Мы не собираемся принуждать клиентов покупать только электронные билеты, если их по каким-то причинам настораживает данная услуга. Вместе с тем достаточно всего один раз воспользоваться электронным билетом, чтобы полностью ощутить все его преимущества перед бумажным.
— Какие преимущества от электронных билетов получает сама авиакомпания?
— Если пассажир использует электронный билет, мы, прежде всего, в любой момент времени информированы о выполнении/невыполнении оплаченных полетов. Если же билет бумажный, то связь с пассажиром разрывается: информацию авиакомпания получает либо по обращении пассажира в кассу, либо при получении и обработке в авиакомпании полетных купонов из аэропортов вылета (временной интервал может достигать нескольких недель).
Таким образом, благодаря электронным авиабилетам авиакомпания получает возможность в режиме реального времени контролировать перевозки пассажиров и учитывать выручки от произведенных перевозок, что повышает скорость управления доходами, а также расчетов с нашими партнерами. Кроме того, электронный билет упрощает для нас международное сотрудничество.
На сегодня авиакомпания заключила электронный интерлайн-договор с венгерской компанией Han Air, отрабатывается техническая часть сотрудничества. Реализация электронного интерлайна с компанией Hahn Air позволит осуществлять продажу по электронным билетам на рейсы нашей авиакомпании за рубежом через агентскую сеть нашего партнера.
Но главное для нас сейчас — понимание того, что пассажир стал к нам ближе. Реальная экономия почувствуется по мере повышения объема продаж электронных билетов, когда доля электронных билетов составит 80 % от общего количества всех продаваемых билетов.
— В международную практику электронные билеты вошли уже достаточно давно и сегодня преобладают в ней?
— Электронные авиабилеты были впервые использованы в США, еще в 1998 году более 60% перелетов осуществлялось по электронным билетам. В Европе электронные билеты активно внедряются на протяжении последних двух лет. Вместе с тем наиболее активно продвигаются продажи на собственные рейсы — до 80—90 %. Электронный интерлайн внедряется намного медленнее, так как процедуры реализации электронного интерлайна требуют отладки взаимодействия серверов электронных билетов авиакомпаний-партнеров.
Авиакомпания «Уральские авиалинии» — первая российская авиакомпания, внедрившая продажу по электронным билетам на маршруте Екатеринбург — Дубай — Екатеринбург. В течение ближайшего месяца мы планируем открыть продажу по электронным билетам на маршрутах Екатеринбург — Прага, Екатеринбург — Стамбул, Екатеринбург — Мюнхен.
Что касается направлений по России, нам было бы интересно открыть направление Екатеринбург — Москва. На сегодня не до конца урегулированы вопросы законодательства в области отчетности по командировкам, в случае с внутрироссийскими перевозками пока существует ряд ограничений.
Так, в частности, они связаны с предоставлением подтверждающих документов по расходам по командировкам. Согласно законодательству РФ о внутренних перевозках, пассажиры после командировки должны отчитываться, используя бланк строгой отчетности, которым является бумажный авиабилет, или по электронным билетам предоставлять маршрут-квитанцию и посадочные талоны. Для урегулирования данных вопросов мы работаем с фискальными органами, привлекаем аудиторскую фирму для консультаций.
— Можно ли говорить о том, что электронные авиабилеты к какому-то определенному времени полностью заменят бумажные?
— Прогнозировать что-либо на определенное время сложно. В любом случае замена будет проходить поэтапно (расширение маршрутов с применением электронных билетов, расширение агентской сети). Помимо ограничений по командировкам, существуют и другие трудности. Так, аэропорты должны быть оснащены автоматизированными системами регистрации, позволяющими обслуживать пассажиров с электронными билетами.
Сегодня в России и странах СНГ в этом плане наблюдается большое отставание. Сейчас их общую готовность можно оценить в 5 %. Даже автоматизированная система регистрации аэропорта Домодедово оказалась неспособной обслуживать в режиме реального времени клиентов с электронными билетами, и планируется переход на новую платформу — SITA DCS.
Что касается нашей авиакомпании, мы будем внедрять собственную автоматизированную систему регистрации SITA пассажиров и багажа на всех аэропортах. Автоматизированная система регистрации SITA включает традиционную процедуру регистрации пассажира и багажа, а также дополнительные — мы надеемся, очень удобные для пассажиров — сервисы: стойки саморегистрации, веб-регистрацию через Интернет. К весне 2008 года мы также планируем ввести услугу по регистрации с помощью мобильного телефона. Данными сервисами смогут воспользоваться только пассажиры, имеющие электронные билеты.
— «Уральским авиалиниям» придется размещать в аэропортах собственное оборудование?
— 90 % оборудования в аэропортах уже адаптировано для использования различных систем программного обеспечения, в том числе и нашей. Что касается распространения нашего собственного оборудования, то речь идет скорее о стойках саморегистрации.
Впрочем, возможно, в некоторых аэропортах действительно придется устанавливать собственное оборудование. Дело в том, что, согласно требованиям международной ассоциации авиаперевозчиков IATA, отсутствие в аэропорту систем регистрации и необходимого оборудования не может быть поводом для отказа в обслуживании пассажира с электронным билетом. Мы предполагаем, что в ряде случаев нам придется действовать достаточно «непопулярными» методами, например распечатывать списки на бумаге, а потом вносить результаты регистрации в базу данных с ноутбука или компьютера, но мы готовы к этому.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» открыло продажу электронных билетов ...
- ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» открыло продажу электронных билетов ...
- «Коммерсантъ»: «Уральские авиалинии» внедряют электронные билеты»
- ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» открыло продажу электронных билетов ...
- ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» начинает продажу электронных билето ...