Малый и средний бизнес: актуальные проблемы развития

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в условиях современной России.

До последнего времени одной из основных проблем, стоящих перед малым и средним бизнесом в России, был вопрос получения заемных средств как на капитальные, так и на текущие расходы, необходимых для развития компаний. Развитие отечественной банковской системы, в последние два-три года уделяющей особое внимание кредитованию малого бизнеса, а также реализация программ государственной поддержки этого сектора экономики делают эту проблему менее острой. Однако особенности отечественного законодательства, налоговой системы и оценки рисков при выдаче кредитов финансовыми организациями до сих пор делают получение средств на развитие предприятия достаточно сложной задачей, особенно на начальной стадии развития бизнеса. Зачастую налоговые отчисления и платежи по кредитам практически полностью исчерпывают выручку предприятия, оставляя его на грани самоокупаемости или даже за ней.

Учитывая эти факторы, эксперты финансового рынка выделяют несколько основных компонентов, определяющих перспективы того или иного бизнеса.

Стартовый капитал

Одной из основных проблем современного российского малого бизнеса аналитики считают практически полное отсутствие в России института венчурного финансирования. Малый бизнес не может рассчитывать на получение стартового капитала от институциональных инвесторов и вынужден находить необходимые для этого средства самостоятельно.

«Стартовый капитал — это всегда самый сложный вопрос. Если предприниматель не располагает достаточными собственными денежными средствами, то самый верный способ — занять деньги у друзей. Если какая-то сумма уже есть и есть, что предоставить в залог, например квартиру или иную недвижимость, тогда можно брать кредит. Банковский кредит — рискованный шаг для малого бизнеса, особенно если у предпринимателя пока нет опыта. Если бизнес-проект не принесет желаемых результатов, предприниматель может лишиться залога и остаться ни с чем, ведь банк ждать не будет», — считает руководитель направления инвестиционного консалтинга бизнес-школы при Институте экономики УрО РАН «Высшая экономическая школа» Максим Штейгервальд.

«Стартовый капитал для создания бизнес-проекта — это, как правило, средства внеинституциональной среды, собственные накопления либо средства, заимствованные у частных лиц. Это обусловлено тем, что банки при выдаче кредита требуют выплат определенных налогов, что предпринимателю обычно невыгодно. Если есть стартовый капитал, можно брать кредит, это уже следующий этап развития бизнеса», — отмечает директор «Школы эффективного бизнеса» Михаил Вандышев.

«Как правило, предприниматель не в банке берет средства на start-up бизнес-проекта. Стартовый капитал — это либо его собственные накопления, либо ссуды знакомых, близких, родственников, либо средства частных ростовщиков. Полученный банковский кредит достаточно редко становится стартовым капиталом. В принципе, предприниматели нередко прибегают к потребительским кредитам, оформляют кредит на физическое лицо. В настоящее время можно не декларировать цель кредита и направить средства в бизнес. Для получения кредита в банке бизнес должен просуществовать как минимум полгода, должна быть показана какая-то финансовая отчетность», — считает председатель Комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян.

«Формирование стартового капитала предприятий малого и среднего бизнеса является целой индустрией в странах с развитыми финансовыми системами. Россия пока еще только движется в этом направлении. Поэтому многие из доступных источников финансирования в российских условиях выглядят еще определенной экзотикой (например, инвестиции со стороны «бизнес-ангелов»), про другие много говорится, в том числе и с высоких трибун (например, венчурные фонды), но их мало кто видел на практике. В результате российский предприниматель традиционно формирует необходимый капитал из внутренних и дружественных источников (собственные и семейные сбережения) или обращается в банк за получением кредита. Сложность последнего варианта лежит в специфике кредита как экономической категории, когда его возвратность должна быть определенным образом обеспечена, например залогом. А вот имущества, отвечающего условиям залога у молодого бизнеса, как правило, и нет. Выход в какой-то мере видится в набирающем обороты проектном финансировании, когда гарантией возврата вложенных средств для банка является экономическая модель формируемого бизнеса — модель его будущих денежных потоков», — отмечает директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.

Сроки выхода на прибыльность

«Конкретные сроки, в которые бизнес сможет начать приносить прибыль, напрямую зависят от рода деятельности компании. Если брать в качестве примера предприятие, занимающееся дизайном интернет-сайтов, то сроки будут очень малыми — 1—2 месяца. Это же касается, например, компаний, работающих в рекламном бизнесе, но только в том случае, если отсутствует производство рекламных носителей», — считает директор «Школы эффективного бизнеса» Михаил Вандышев. — Что касается предприятий, работающих в сфере производства, то тут сроки могут достигать нескольких лет. Это касается, например, компаний, занимающихся производством продуктов питания, продукции из металлов и т. д.».

«Сказать, сколько в среднем необходимо времени для развития бизнес-проекта и выхода на прибыльность, сложно. Это зависит прежде всего от сферы деятельности, — отмечает Максим Штейгервальд. — Например, если речь идет о производстве, то потребуется 1—1,5 года, если о малоэтажном строительстве — от 8 месяцев. Если организация строит жилые комплексы, для выхода в прибыль потребуется 1,5 года, а можно и вообще не выдержать конкуренции».

«Сказать, сколько в среднем необходимо времени для вывода бизнес-проекта в прибыльность, сложно. Все зависит, во-первых, от сферы деятельности и, во-вторых, от масштабов проекта. В среднем в сфере общепита и торговли для решения данной задачи потребуется меньше года, в сфере производства — до трех лет», — считает исполнительный директор фонда «Ассоциация среднего и малого бизнеса» Илья Джаваев.

«Важную роль в том, сколько времени понадобится предприятию с момента открытия производства до выхода на прибыльность, играет личность предпринимателя. Можно так никогда и не начать работать в прибыль, если сам бизнесмен не проявляет должной инициативы», — отмечает директор ОАНО «Уральская школа бизнеса» Виктор Вальчук.

По словам В. Вальчука, сроки выхода на окупаемость с каждым годом увеличиваются из-за роста конкуренции и в настоящее время составляют 1—3 года в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие: «Рекламное агентство, к примеру, выйдет на окупаемость гораздо раньше предприятия, работающего в сфере металлургии».

«Время, необходимое для вывода проекта на самоокупаемость, зависит от вида бизнеса и множества других факторов. Это может быть и три месяца, а может быть и полтора года. Скажем, обувную мастерскую можно очень быстро вывести на самоокупаемость, а реализация проекта цеха по деревообработке займет гораздо больше времени. Всё зависит от того, каков был объем стартовых вложений, каковы временные затраты до того момента производства продукции или начала оказания услуг», — считает председатель Комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян.

Фонд заработных плат

Не меньшее значение для определения рентабельности бизнеса и его способности существовать на рынке имеют расходы компании, из которых одними из самых значительных является заработная плата сотрудникам и связанные с ней налоги.

«Доля фонда заработной платы от общих затрат в малом и среднем бизнесе определяется в зависимости от сферы деятельности: например, в сфере услуг — до 50—60 % и более, в сфере производства — 30 %», — отмечает Максим Штейгервальд.

«Доля фонда заработной платы от общих затрат бизнес-проекта может варьироваться в зависимости от сферы деятельности и оборота предприятия. Так, например, доля ФЗП в рекламных агентствах составляет приблизительно 30 %, консалтинговых агентств — 25 %. На предприятиях по разработке бизнес-планов вообще все деньги идут на само предприятие», — отметил В. Вальчук.

«Доля фонда заработной платы в общих затратах зависит от вида бизнеса. Она может быть и 10, и 80 %. Например, в консультационном бизнесе основную долю расходов как раз и составляет оплата труда консультантов. Из текущих расходов — арендная плата, оплата электроэнергии и т. д. А на производственном предприятии масса других расходов — на закуп сырья, его доставку, формирование и обслуживание парка оборудования, электроэнергии потребляется значительно больше, чем небольшим офисом. Соответственно, доля фонда заработной платы на таком предприятии меньше», — отмечает Е. Копелян.

«Доля зарплат в малом и среднем бизнесе зависит от сферы деятельности. В среднем же в малом бизнесе расходы на зарплату колеблются в пределах 30—50 %», — отмечает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков.

«Фонд заработной платы может составить 30—50 % от общих затрат, еще к ним необходимо добавить эксплуатационные и накладные расходы, расходы на сырье, материалы, комплектующие. Именно величина постоянных расходов в одном рубле выручки будет влиять на возможности заимствования в малом и среднем бизнесе. Высокая величина повышает уровень делового риска, который еще больше вырастет, если у компании появятся финансовые долги», — считает генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.

Налогообложение и заработная плата

«Практика выдачи «белых» заработных плат с начала своей деятельности в малом или среднем бизнесе реальна, ведь в обратном случае малый-средний бизнес так и будет вынужден находиться в постоянном поиске рефинансирования и точно «попадет» на ростовщика. «Белая» заработная плата — это шаг навстречу и работникам (участвующим в накопительной системе пенсионных резервов), и поставщикам (которые будут более лояльны к компании и дадут возможность финансироваться за счет кредиторской задолженности), и банкирам (финансовые потоки более прозрачны, кредитная история поведения более предсказуемая), и государственным службам (плановая требовательность без излишней опеки), и в конечном счете акционерам (мечтающим финансировать не только нефтяные и газовые компании)», — считает Всеволод Чащин.

«Не платить налоги, конечно, выгоднее, чем их платить. При этом предприятия малого бизнеса, пользуясь слабым вниманием к их деятельности налоговых органов, предпочитают не платить «белых» зарплат, хотя это грошовая экономия по их масштабам. Ведь большинство успешных предприятий малого бизнеса начинаются либо как семейные фирмы, либо как проекты единомышленников, зачастую еще и являющихся совладельцами. Поэтому для успешного развития бизнеса в расчете на будущие дивиденды логично просто выплачивать минимальные зарплаты и покрывать часть расходов сотрудников за счет фондов предприятия», — отмечает Сергей Фильченков.

Кредитование бизнеса

«Для малого бизнеса кредитование — очень сложная процедура. Существующая в настоящее время кредитная политика России находится на очень низком уровне. Для малого бизнеса банки дают «короткие» деньги с высокими процентными ставками», — считает Михаил Вандышев.

«К сожалению, даже механизм, который мы реализуем через предоставление обеспечения, не всегда позволяет банкам кредитовать стартовый бизнес. Потому что банки просто не готовы рассматривать эти проекты. Есть такое понятие, как необеспеченная ссуда. Малый бизнес, как правило, в эту группу и попадает, а начинающие предприниматели тем более. Если бы Центробанк, например, пошел на изменение положения, которое определяет порядок рассмотрения банками рисков по ссудам, и поручительства, предоставляемые фондами поддержки малого предпринимательства, рассматривались бы как обеспеченные, это существенно улучшило бы ситуацию. С поручительством предприниматель автоматически попадал бы в другую категорию заемщиков и становился интересным банку», — отмечает Евгений Копелян.

«В большинстве случаев банковские кредитные программы для начинающих предпринимателей не только малодоступны из-за отсутствия сколько-нибудь значимого залогового имущества, но и слишком дороги ввиду высоких кредитных ставок. Банкам гораздо выгоднее выдавать рискованные краткосрочные кредиты потребителям под высокий процент, чем связываться с долгосрочными кредитами предпринимателям. Поэтому даже вполне успешные российские компании предпочитают привлекать средства у зарубежных банков или на рынке векселей и облигаций, но начинающему предпринимателю такие пути недоступны, — считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. — В последнее время на рынок кредитования малого и среднего бизнеса отечественные банки стали обращать больше внимания, прослеживается даже тенденция к некоторому смягчению условий кредитования, однако в основном эти кредиты все еще очень дороги и доступны предприятиям, уже вышедшим на маршевую скорость и способным предоставить залог. Как правило, банки отказывают в кредитовании компаниям, которые оперируют на рынке данного региона менее полугода, хотя в последнее время некоторые банки предлагают кредитные продукты для фирм старше трех месяцев, работающих в сфере торговли. Для start-up или для недавно работающего бизнеса доступен реально только вариант оформить потребительский или неотложный кредит, что возможно только при хорошей зарплате. Так, если бизнесмен получает $ 1 500—2 000, он может рассчитывать на кредит в размере до $ 30 000, однако и процент будет довольно высоким».

«Но подобная ситуация не исключительна для России, и, в общем-то, во всем мире начинающие предприниматели в основном опираются на собственные или семейные средства либо на привлечение прямых инвесторов под идею. Последний путь позволяет привлечь большие средства, но труднее реализуется, поскольку, не имея ничего, кроме идеи, сложнее убедить инвестора финансировать проект, да и условия его вхождения будут более жесткими, что чревато для предпринимателя утратой контроля над бизнесом», — отмечает Сергей Фильченков.

Кредитование и инвестиции в бизнес малого и среднего сегментов производятся только в приоритетные направления, развитие которых государство не может осуществить в полной мере самостоятельно.

«Приоритетные направления, по которым в Свердловской области осуществляется льготное кредитование, — это деревообработка, переработка продуктов и ЖКХ, — отмечает исполнительный директор фонда Андрей Часовских. — В соответствии с программой, максимальная сумма кредита — 5 миллионов рублей под 10 % годовых. В других регионах, например в Республике Башкортостан, льготное кредитование предоставляется по всем направлениям, исключая оптово-розничную торговлю».

Проблемы малого предпринимательства в России

«Объем кредитования малого бизнеса в 2006 году почти удвоился благодаря выходу на рынок новых кредитных организаций и наращиванию кредитования банками, уже работавшими с малым бизнесом. Однако объем рынка все еще в три раза ниже потенциального. Чтобы сохранить высокую динамику, рынку кредитования малого бизнеса необходимы более последовательные и более масштабные программы поддержки со стороны государства. Такие программы должны стимулировать спрос на кредиты, а также препятствовать монополизации рынка федеральными банками, — считает директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. — Основные проблемы, которые мешают банкам кредитовать малый бизнес, — это отсутствие надежных заемщиков, серьезные операционные издержки, отсутствие залога и недостаток ресурсов. Как вариант, предприниматель может взять потребительский кредит и использовать полученные средства для бизнеса».

Павел Самиев отметил, что непрозрачность бизнеса заемщика и отсутствие программы защиты прав кредиторов также создают препятствия для развития рынка. Для расширения целевой аудитории существует необходимость развивать беззалоговое кредитование, кредитование с частичным обеспечением и сотрудничество с государственными фондами.

«Наиболее актуальными проблемами малого предпринимательства являются, во-первых, нестабильность экономики и политики и неравная конкуренция, во-вторых, проблема доступа к ресурсам и административные барьеры и, в-третьих, высокие налоги», — отмечает руководитель направления малого предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов.

В связи с этим, по мнению экспертов, предприниматели вынуждены прекращать деятельность или уходить в «теневой» сектор экономики. Основными причинами ухода «в тень» являются высокие налоги и вымогательства со стороны представителей властно-административных структур.

Аналитики полагают, что программы по развитию малого бизнеса необходимо модернизировать и дальше, чтобы была возможность снижения «теневого» оборота, а всем игрокам на рынке посоветовали бы соблюдать «культуру бизнеса». В результате нередко такое явление, как «вынужденный» бизнес, который создается только для получения дохода для жизни. Это случается, если гражданин не может найти желаемую работу в соответствии с профессией и достойным заработком.

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что возникает острая необходимость серьезного пересмотра политики финансирования и инвестирования в бизнес малого и среднего сегментов для возможности эффективного развития этих участников рынка.


Другие материалы по теме: