«Ведомости»: «Сибал» намерен монополизировать производство строительных машин

14 сентября 2001 (11:00)

Как стало известно «Ведомостям», группа «Сибирский алюминий» готовится к новому этапу своей машиностроительной экспансии. К середине следующего года «Руспромавто» – автомобильный холдинг «Сибала» – намерен включить в свой состав не менее 10 предприятий, производящих строительную и дорожную технику. Годовой оборот будущего строительно-дорожного комплекса «Руспромавто», по прогнозам компании, составит $100 – 130 млн. в год. «Сибал» собирается практически монополизировать российский сегмент этого рынка. Как сообщил «Ведомостям» Иван Бурлак, отвечающий в «Руспромавто» за новое направление бизнеса, сейчас его компания оформляет сделки по покупке акций двух машиностроительных заводов – Тверского экскаваторного и «Брянского арсенала», а также имущества Челябинского завода им. Колющенко (ЧЗК), на базе которого создано АО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ). ЧЗК – крупнейший в России производитель дорожной техники, монопольный производитель внедорожных самосвалов и тяжелых грейдеров. Тверской экскаваторный завод выпускает девять моделей экскаваторов, вилочные погрузчики, грейферы и прочее сменное оборудование для строительной техники. "Брянский арсенал" специализируется на выпуске автогрейдеров, асфальтоукладчиков и полуприцепов. Этим аппетиты «Сибала» не ограничатся. Всего, по словам Бурлака, к середине будущего года «Руспромавто» рассчитывает приобрести 10 – 12 заводов, производящих строительную и дорожную технику. Кроме того, холдинг заинтересован в приобретении двух тракторных заводов. Собеседник «Ведомостей» отказался уточнить, о каких именно предприятиях идет речь. По оценкам «Руспромавто», десяток заводов – с учетом покупки акций, расходов на погашение кредиторки, оборотные средства и проч. – обойдется компании в $50 – 60 млн. Тверской экскаваторный завод, совладельцем которого является Иван Бурлак, де-факто уже входит в «Руспромавто». Внешний управляющий ЧЗК Вадим Соловьев подтвердил информацию о предстоящей продаже имущества этого завода «дочке» «Сибала». О том же сказали в торговом доме «Брянского арсенала». Кстати, на самом брянском заводе, переживающем не лучшие времена, телефоны отключены за неуплату. Это хорошая иллюстрация к парадоксальной ситуации, сложившейся на рынке дорожно-строительной техники. Как отмечает аналитик компании «Тройка Диалог» Андрей Кормилицын, в России есть множество безвестных «лежачих» заводов с оборотом в $1 – 2 млн., производящих эту технику. С другой стороны, рынок дорожно-строительной техники довольно емкий: по крайней мере, оценку «Руспромавто» – в пределах $130 млн. в год – Кормилицын считает вполне корректной. Среди покупателей – «Газпром» и нефтяные компании, которым нужны трубоукладчики и дорожная техника. Да и бюджетные покупатели не так бедны, как кажется. Юлия Жданова из UFG отмечает, что регионы в последнее время не испытывают недостатка в средствах, выделяемых в дорожный фонд. Как свидетельствуют сводки Госкомстата, в России растет производство стройматериалов - значит, строительные компании также испытывают потребность в новой технике. Вместе с тем эксперты затрудняются прогнозировать, какие именно заводы будут в ближайшее время поглощены «Сибалом». Юлия Жданова считает, что среди них могли бы оказаться Ковровский экскаваторный завод и воронежский «Тяжэкс». По мнению Кормилицына, «СИБУР», владеющий Курганмашзаводом, также может переуступить его «Сибалу». Некогда высказывавший намерения создать свой машиностроительный холдинг «СИБУР», похоже, оставил эти планы: за последние месяцы компания отказалась от борьбы с «Руспромавто» за УралАЗ и имущество ЧЗК.


Другие материалы по теме: